14:39 Грегори Колберт : Жизнь в Гармонии | |
Неверно думать, что лишь венец творения - человек - обладает разумом, им обладает всё существующее. Если, как сказано, “можно утверждать наличие мысли камня”, то способностью мыслить, или разумом, обладают и минералы, болезненно реагирующие на некоторые кислоты и неприемлемые соединения, и птица, вьющая гнездо для своих будущих птенцов, и цветок, раскрывающий свои лепестки лишь при свете солнца, и зерно, растущее лишь кверху… Грани Агни Йоги 1972год В мире много удивительных историй, которые часто не состыкуются с тем, что мы учим в учебниках по биологии и зоологии, особенно это касается Природы, животных и растений. Нам так часто внушали, что хищник руководствуется лишь инстинктом, и не способен на милосердие и любовь, что многие люди почти поверили в это, утвердились. Но, жизнь показывает, что всё не так однозначно, а мир един и намного мудрее и добрее, чем кажется. В одном из выпусков журнала «Пограничник» встретилась нам вот такая история, рассказанная Алсу Адельшиной и озаглавленная просто - «Благодарность»: Отец частенько вспоминает одну удивительную историю. Мы жили (служили) на небольшом острове на реке Амур на пограничной заставе. Морозы в ту зиму держались жесточайшие! Случалось по крепкому льду через реку к нам приходили уссурийские тигры. Как-то отец, тогда ещё старший лейтенант, получил сообщение с участка: - Тут, это, тигр… Старший наряда, помнится казах, таких больших кошек ещё в жизни не видел. - Тигр? Если начнёт проявлять агрессию, стреляйте! – скомандовал отец, забыв, что тигр в красную книгу занесён, - жизнь солдат важнее. - Мы сейчас приедем. - Он уже 20 минут сидит и ничего не делает, просто смотрит и всё! Но страшно. Отец позвонил куда надо, сообщил командованию и с тревожной группой прыгнул в машину. Спустя некоторое время они были на месте. Точно! Сидит себе так смирненько тигр, не дёргается. Точнее тигрица, потому что за деревьями тигрята прячутся. - Товарищ старший лейтенант, - подал голос сержант из местных. - Это в лесу есть стало нечего, вот она тигрят и привела, чтоб отдать. -А нам-то они зачем? - удивился отец. Снова связался с командованием. За старшего в тот день оставался майор-начпрод, удивительно мудрый и спокойный человек. Выслушал он всё и призадумался. Ну, ни брать же тигрят, в самом деле. Стрелять в тигрицу тоже нельзя: нужда привела, да и жаль животину. - Вот что, старлей, ты давай ко мне рули, к складу, буду ждать. На складе майор некоторое время порыскал и вручил моему отцу еду. - Держи, тигрице кинешь. Только смотри там осторожнее. Сказать легко, да только сделать как? Снег глубокий, идти тяжело. Вдвоём с сержантом пошли к тигрице, строго наказав казаху смотреть в оба и прикрывать нас в случае чего. Тигрица сидела, не шевелясь, только глазами жёлтыми смотрела. Подтащили ей еду и отошли. Тогда тигрица степенно поднялась, понюхала, что принесли, зубами цап – и в лес. Через пару дней отец шёл проверять посты. Ночь, звёзды сияют, хорошо-то как! Поглядел на это великолепие, потом обернулся – да так и обмер: в темноте возле забора сидела тигрица та самая. «Близко слишком пистолет достать не успею», - подумал. Тигрица встала, бесшумно подошла к нему. «Ну, всё, вот она, смертушка», - промелькнуло в голове. И вот чудо! Тигрица ткнулась мордой в руку, ну прямо как кошка у нас дома, хвостом обласкала и так же бесшумно исчезла. Отец до сих пор вспоминает этот случай, хоть и давно было. И до сих пор уверен, что звериная благодарность есть и что она не хуже людской.
И таких хороших историй множество, достаточно захотеть увидеть, есть они в домах, где живут кошки, собаки, морские свинки и птички, есть истории даже об аквариумных рыбках, о медведях в зоопарке, есть они у народов, которые живут далеко от городов, на лоне Природы и в гармонии с ней. В мире много удивительных и красочных существ, которые отражают естественную красоту Жизни. Для того чтоб увидеть всё это многообразие человек придумал зоопарки, которые показывают животных в клетках и вольерах, и лишают их свободы. Но мир движется вперёд, эра милосердия всё больше охватывает человечество, а художники и фотографы отправляются в самые отдалённые места на Земле, дабы потом, вернувшись в города, показать в своих произведениях и фотографиях уникальность жизни, её красоту и постучаться в сердца к тем, кто ещё держится за идею зоопарка, как места изучения живой природы, но которое уже давно, с развитием технологий, исчерпало себя не только в научной сфере, но и в гуманной. Сегодня мы хотим вам представить одного из фотографов-художников, несущих миру сообщение единства и милосердия - Грегори Колберта. Благодаря его работам западный мир смог увидеть и очень надеемся, почувствовать, своё пребывание внутри мифа, сказки под названием Земля. В работах Грегори Колберта мы видим, как рядом с человеком живут и познают мир разные звери и птицы. Интересны портреты людей, жителей экзотических стран, среди которых мы встречаем монахов, и транс танцоров, безмятежных детей и прекрасных естественных женщин...
В течение 10 лет Грегори Колберт путешествовал по миру, заглядывал в самые неизведанные места, питаясь травами и кореньями, познавая жизнь местных племён и наблюдая. В ходе путешествия он посетил Индию, чтобы сфотографировать слонов, первую любовь фотографа; Шри-Ланку, Южную Африку, Египет и океанские воды у Азорских островов… Полнолуние - хорошее время для съёмок, в эти часы в Природе происходят настоящие чудеса. Зулусы говорят, что терпение – это яйцо, из которого вылупится великая птица. Думаю, в душе я - зулус. Ждёшь всем сердцем, - и случаются дни чудес, а бывают дни, когда о чудесах только думаешь. Но ты не спешишь и не прикладываешь усилий. Слоны будут решать, или киты – всё должно быть гармонично и в свой час. У меня нет времени. Я живу в гармонии с Природой, эту гармонию можно назвать - «время слонов».
У животных и людей вдалеке от городов и так называемой цивилизации всё просто – они счастливы вместе, они гармоничны, они не боятся друг друга и смысл их общения – внимательность и желание понять другого. За все эти долгие годы путешествий удалось увидеть столько чудес, что я вдруг понял – как же далеко в иллюзию мы ушли, закрывшись в своих домах-коробках, породив массу фобий и став хищниками на Земле. Мы стали несчастны, хоть и убеждаем себя в обратном. Мы перестали жить по закону Земли, а ведь мы с ней единое целое. Но, всё можно изменить, если захотеть увидеть, услышать и просто начать по-настоящему жить. Зачем я всё это фотографирую? Снимаю фильмы? Потому что хочу показать мир таким, каким он есть – Добрым, Разумным и очень Милосердным. Мир, где все мы, живые существа едины. Мир, где нет инфляций и искусственных проблем, а есть только жизнь и радость, есть мир познания и глубины, и ежедневного чуда… Одна из самых знаменитых выставок Грегори Колберта носит название «Пепел и снег», впервые она была показана в Венеции. От начала до конца выставки зрителю нужно было пройти целую милю. Один из журналистов, описывающих выставку брал интервью у посетителей и среди отзывов был и такой: «Сегодня приходила 88-летняя женщина, которая сказала: Я рада, что всё еще жива, потому что только что посмотрела самую красивую выставку в моей жизни и многое поняла…».
Остановимся на некоторых фотоработах, рассказывающих о ярких моментах общения человека и Природы. Например, плывущие в лодке по реке спящая девочка и горилла. Девочка едва касается рукой воды, а её спутник о чем-то задумался, подняв глаза к небу, на другом снимке – что-то ищет в спокойных водах реки. Или сидящий среди огромных лиан в джунглях молодой парень с книгой в окружении орангутангов. Своим видом они показывают, что внимательно слушают его чтение, хотя вряд ли понимают написанное в книге. Трогательно смотрятся девочка с экзотическими косичками на голове и завернутый в ткань каракал (пустынная рысь), который нежно касается своей мордочкой волос спящей девочки. А вот та же рысь на руках у пожилой аборигенки. И та же девочка со спокойно сидящим на её голове зверьком, похожим на нашего суслика. Совсем удивительными и не вкладывающиеся в повседневное представление о животных и Природе кажутся фотоснимки, где рядом с людьми мы видим быстрых гепардов, хищных птиц, величественных слонов и поражающих своими формами жителей морских глубин. Тем не менее, вот они перед нами: мать с ребёнком рядом с двумя пятнистыми хищниками мирно сидят на песке среди бескрайней пустыни. Гордая птица, запечатлённая в полёте, на фоне танцующей среди древних колон девушки. Или, застывшие в танце девушка и большая грациозная птица с размашистыми крыльями. Среди разнообразия животного мира особое место занимают слоны, с которыми у Колберта сложились тёплые отношения. Эта любовь связана с детскими воспоминаниями, когда Грегори из-за его ушей дразнили в школе «слоном». Кстати, будучи уже состоявшимся художником, Колберт создал «Фонд летающих слонов», который поддерживает научную и творческую деятельность людей по охране животных и Природы от вмешательства людей. «Когда я вижу гармонию слонов и людей, то вижу и то, как они вместе проживают одну жизнь на двоих, одну Гармонию единства. Посмотрите на сидящих на коленях детей, одетых в белые одежды, и сидящего рядом с ними слона с поднятым хоботом; девочку и слона в воде, они касаются лбами, закрыв глаза, думая каждый о своём. А ещё стоящие друг напротив друга монах и слон на лестнице древнего строения вызывают раздумья: почему же человек утратил первозданную гармонию и стал не только далёк от Природы, но жесток и циничен….». Есть фотографии, где Грегори Колберт сам плавает с кашалотами, без дыхательного аппарата. «Для китов пузыри от аквалангов - признак недомогания, беды; всё нужно делать в свободном погружении. Кит весит почти четыре с половиной тонны; чувствуешь себя оливкой в мартини. Навязать свои желания огромному животному невозможно. Попытаться заставить силой танцевать кашалота, который может одним ударом хвоста переломить пополам 50-метровое судно - безумие. Глупо, более того, опасно думать, что человек в состоянии подчинить подобных гигантов своей воле. Наоборот, только взаимное уважение и дружба могут объединить эти два существа. Здесь всё строится на взаимоуважении, как с людьми, и на доверии, конечно. Действует тот же коммуникативный код, что и среди людей. Если ты нравишься объекту - контакт возможен. Если ты ему скучен, он уходит сам или предлагает уйти тебе. Человеку это ведь только кажется, что он маг и волшебник и поставлен над всеми только править. Без уважения не может быть сотрудничества. Самое важное в отношениях с любым живым существом состоит в том, чтобы не испытывать страха и быть искренним. А для этого нужно узнать и понять того, кто живёт с тобой рядом, кто вместе с тобой живёт на планете Земля». На вопрос журналистов Грегори Колберту «Что вы ищите все эти годы вдали от цивилизации?», художник ответил: «Я хотел бы открыть некий общий поэтический язык, доступный животным и людям, универсальный язык, понятный всем и показать миру забытый путь к Гармонии и Единству».
Из досье редакции Грегори Колберт родился в Канаде, потом жил в Париже, снимал документальные фильмы на социальные темы. Один из его фильмов «На грани: хроника СПИДа», который был показан в середине 80-х на канале «Discovery», номинировался на премию АСЕ в 1985 году. Наряду с кинематографом Грегори начал заниматься фотографией. В музее Elysee (Швейцария) в 1991г. состоялась его первая выставка, носившая название «Волны Времени». Значительного резонанса эта выставка не вызвала, однако несколько коллекционеров, все же заинтересовались работами Колберта и позже стали оказывать ему финансовую помощь. В 2002 году Грегори Колберт после десяти лет путешествий открыл новую выставку в Венеции «Пепел и снег». По своему масштабу и охвату выставка не имела себе равных, она занимала 12 600 квадратных метров и являлась одной из наиболее крупных экспозиций, принадлежащих одному автору, на протяжении всей истории Европы. Все фотоработы, форматом три с половиной на два с половиной метра, были нанесены на японскую рисовую бумагу с помощью энкаустической технологии (восковое искусство). Автор специально не подписывал свои фотоизображения, оставляя зрителю простор для фантазии и собственного понимания увиденного. В 2005 году выставка прошла в Нью-Йорке. Для её проведения было специально возведено сооружение под названием «Nomadic Museum» (Бродячий музей). Идея этого сооружения принадлежит Колберту. После Нью-Йорка «Бродячий музей» перекочевал в Санта-Монику, а через год побывал в Токио, в 2008 в Мехико. После закрытия выставки в конце апреля 2008 года были подведены итоги. Оказалось, что выставка привлекла внимание более чем десяти миллионов посетителей, и это сделало её самой популярной за всю историю прижизненных экспозиций, принадлежавших одному автору. Работы под названием «Пепел и снег» выполнены в песочных оттенках, так же как и одноимённый документальный фильм, служащий дополнением к фотоснимкам. Они перекликаются с кадрами из медитативного кино, здесь есть ощущения, образы, музыка и полная гармония человека и Природы. В фильм был добавлен и литературный ряд – это повествование одного путешественника, пишущего по одному письму к своей жене на каждый день в году. Слова «пепел и снег» звучат в последнем 365 -м письме. Автор взял их за основу своего проекта, вкладывая в них понятия красоты и возрождения всего сущего. Отрывки из этих 365 посланий читаются за кадрами фильма известными актёрами: Лоуренсом Фишберном в английском переводе, Энрике Роха – в испанском, Кеном Ватанабом – в японском, и Жанном Моро – во французском переводе. В 2004 году вышла книга, в которой все письма-обращения опубликованы целиком. Фильм-медитация продолжает вызывать интерес у зрителя, поэтому его готовят к дублированию и на другие языки. В настоящее время готовится экспедиция Грегори Колберта в Антарктику, как шутливо выражается художник: «передать пингвинам привет от слонов». В сотрудничестве с ним в экспедиции принимают участие всемирно известный балетмейстер Уильям Форсит, танцовщики, учёные и съёмочная группа. «Мы берём 65-метровую лодку из Санкт-петербургского Гидрографического института, с командой из 20-ти человек. Ещё будет 48 человек нашей команды, - это станет замечательной лабораторией чудес. Мне очень хочется показать удивительный мир, но не для потребления, а как священную рощу, которую видели наши предки и ещё продолжают видеть некоторые жители Земли. Это место почитания, это храм. Здесь человек, «от мира удалённый», общается с духами и бессмертными, в этом мире никто не причиняет вред. Здесь царит уважение, любовь ко всему живому, всё это нужно и возможно воспитывать в человеке наряду с любовью к традициям, культуре, памяти предков». Глеб Орлов журнал "Стена" | |
|
Всего комментариев: 0 | |