Главная » 2017 » Май » 18 » Интервью со скульптором Игорем Романовским. Художник творит, потому что не может не творить
08:31
Интервью со скульптором Игорем Романовским. Художник творит, потому что не может не творить

Многие верят в то, что человека создал Господь, а кто-нибудь задавался вопросом — зачем? Не верится в то, что мы просто рабы. Думаю, что любое разумное существо во Вселенной является носителем Его коллективного сознания, поэтому мы разумны, а Он повсюду, поэтому Бог всё про всех знает и бессмертен, и поэтому, мы хотим творить. Мы его рецепторы. Через нас, наши души, разум и тело, Творец наслаждается красотой физического мира, своего творения которое Он создал. 
Александр Межделов

Бегу по милым улочкам Киева, побывав на встрече с любимым скульптором, и размышляю: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его» (Екклесиаст 11:1)… да-да, хочу всему миру подарить что-то тёплое, - чтобы оно согрело, умножилось… Хочу передать людям впечатление от доброго, искреннего и вечного… то, что получила от встречи, что получила от творчества…А кому ты это потом отдашь - это неважно; оно едино вернётся ко мне же: петляя по миру, умножаясь, разбрызгиваясь… И однажды согреет и меня, когда мне станет холодно…
Плывут бумажные кораблики с хлебом… На душе - тихо-тихо, безмятежно… Греет первое солнышко, и в природе - хорошо… Тишь… Благодать… Люблю слушать, как журчит ручей. Особенно там, у самого истока. Смотришь в самый родник - и удивляешься: как это так может быть, что из-под грязной почвы бурлит чистейшая вода… так течёт искренность, так течёт искусство во имя служения… 

- Я думаю, что родился скульптором. И для того, чтобы им остаться, нужно было сделать правильные выводы. Первое - искусство не товар. И если ты хочешь творить так, как ты хочешь, то не надо думать, что это будет нравиться большинству. Поэтому когда говорят о художниках, которых кто-то покупает, и они даже знамениты, это соответствует усреднённому представлению об искусстве. Поэтому такой всплеск китча. И китч уже стал разделом современного искусства. На самом деле искусство и творчество это тогда, когда Художник творит, потому что не может не творить. Художнику ведь заплачено за всё вперёд - Бог ему дал дар. Он занимается тем, что ему нравится. И требовать каких-то особенных гонораров смешно и глупо. Только время проверяет качество работы художника, превращая то, что он создал, в товар, и на аукционах за их работы платят миллионы и миллионы долларов. Когда-то с великими голландцами за их произведения расплачивались тарелкой супа… И при этом искусство расцветало. Художник творил, потому что не мог не творить. Вот почему я не устаю.
Главное для меня - Человек, с его эмоциями, чувствами… Это так бесконечно интересно. Лицо человека, его движения, его эмоция и внутренний мир - это океан, который можно познавать бесконечно. Особенно это проявляется в Женщинах. Когда я создаю в скульптуре Женщину, я понимаю, что она божество, икона, проявление чистоты и таинство рождения жизни. Я пытаюсь передать сакральность образа Женщины. И если моя работа отзывается в её душе и она после встречи с моей скульптурой стала сильнее, ярче, одухотворённее, значит, работа состоялась. Порой в моих работах присутствует юмор и тонкий намёк на слабости – но ведь и без шутки нельзя, мир не должен быть слишком серьёзным – это скучно.
На самом деле я пытаюсь передать через Женщину значительно большее. Это эмоции человеческих чувств, красоту, то великое божественное начало, что присуще ей. И моя жена и дочь вдохновляют меня на ЭТО!

- Часто бывает, что сначала художник делает что-то новое, все смотрят, обсуждают, но только через 10 лет начинают это покупать. Почему так происходит?
- Почему так происходит, одному Богу известно. Так сложилось и у Родена, и у Дали…. Зритель, а тем более покупатель, оценивает произведение по многим критериям. Модно или нет, цепляет за душу или нет, вписывается в формат коллекции или интерьера… У меня бывало по-разному, некоторые скульптуры покидали мастерскую в течении месяца, а другие ждали своего годами. Всё зависит от внутреннего состояния, заложенного в творение и, конечно, от того, кто что ищет и на что откликается. По готовности…

- Есть у Леонардо да Винчи такие слова: «Где Дух не водит рукой художника, там нет искусства». Что водит вашей рукой и где берёте вдохновение?
- Искусство – не знаю, а вот творчество – это точно Божий промысел. Вдохновение приходит лично у меня от полноты жизни, наблюдательности, от людей, от музыки. 
В творчестве всегда присутствует Бог. Без Бога художника не бывает. Только когда его рукой ведёт провидение, выраженное в глубочайшей духовности человеческой личности, наверное, и возникает то, что останется навсегда. Но всему судья - Время.

- Помимо всех этических и эстетических рычагов влияния, у культуры и искусства есть ещё и социальная ответственность перед обществом: уродство и агрессия разрушают, красота и истинная фантазия вдохновляют… Что вы думаете об этом и какой, по-вашему, должна быть культура и искусство, что это?
- Когда я создаю новое произведение, я творю по вдохновению, так, как подсказывают голоса свыше, как сердце бьётся. Творение ради самого творения, а рассуждения об искусстве и творчестве – это удел искусствоведов. Настоящий художник и творец всегда видит матушку Природу, её гармонию и красоту, впитывает её, поэтому и творит в радость и красоту. И если ты создаёшь от полноты, красоты и по высшему вдохновению, такое творение может исцелить, изменить жизнь человека. Разве не так действуют на людей великие произведения искусства? Ведь многие сталкивались с этим явлением, читая великие шедевры прошлого. Искусство обладает магнетической силой. Только это не приём. И когда говорят об арт-терапии, то всё это манипуляции. Своеобразные игры. Только искренность помогает сделать то, что не поддаётся порой объяснению.

- Что вы закладываете в своё творчество? Откуда чаще всего появляются образы? Вы видите их в пространстве? 
- В первую очередь в каждом образе моя эмоция, моё мировосприятие, порой это умиротворение, порой поиск, задумчивость… Откуда идеи берутся? Да по-разному, часто возникают в голове и приходят во снах, а иногда вижу на полу и даже на стенах, в кляксах и узоре паркета – так родился образ Ноя. А однажды ехал в метро и увидел красиво заплетённую косу у девушки, так ехал за ней и фотографировал, а потом перенёс в образ скульптуры. Всё в мире может вдохновлять и давать идеи, я вижу их везде и слышу – не знаю, как это объяснить, наверное, у каждого творчества свои голоса и подсказки. Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души.

- Когда вы создаёте скульптурные образы, чем вы мотивируете выбор героев?
Вначале рождается тема, затем постепенно вырисовывается образ, а потом название. Так было с уже упомянутым Ноем, который, кстати, нашёл свой берег в Китае. Этот образ я увидел на паркетной доске, точнее на разводе дерева… Я увидел силуэт человека в большой шляпе, взял карандаш и зарисовал, а затем развил тему, включив интуицию и то, что есть внутри. Через несколько месяцев родился Ной – человек, который спас МИР.

- Чей скульптурный образ вам бы хотелось создать?
Практически все образы, которые я хотел создать уже материализовались – это Цой, Дали, Элвис, Меркюри, Леннон, Кусто, Рерих, Чаплин, Луи Де Фюнес… А остальное рождается спонтанно, как музыка – чувствуешь, видишь, слышишь и не можешь не творить.

- Художнику важно найти дом и место, где будут жить его работы? Где сейчас живут ваши произведения?
- Работы живут там, где радуют людей – это ведь важно, сам смысл творчества – это дар другим. 
Живут они у меня в мастерской частично, разъехались по миру…живут у Макаревича и Жванецкого, у Джо Фланери, Романа Бессмертного и Филиппа Киркорова, у друзей…всех уже и не вспомнишь. Да это и не столь важно, важно, что они нужны и могут хоть на маленькую капельку радовать человека, а значит всё не зря.

- У вас есть особое пристрастие к «Битлз». Расскажите о своей работе и создании их образов. 
Да, действительно. Музыка «Битлз» зажгла во мне искру творчества и питает меня до сих пор, она наполняет душу радостью, каким-то особенным восторгом, эйфорией. От них идёт какая-то мощная положительная энергия и часто становится искрой и в скульптуре.
В юности я снял пластилиновый мультфильм на 8мм плёнку с фигурками «битлов», которые вылепил сам, и показывал его своим друзьям – это было здорово. Позже стал лепить керамические медальки с Ленноном. Так я научился лепить и к 18 годам понял, чем хочу заниматься в жизни. Когда меня призвали на флот, в моём военном билете лежала фотография «Битлз», на комсомольских собраниях я читал лекции о Ленноне. Наш замполит говорил, что Леннон – это антисоветчина, а я ему доказал, что он борец за мир. И он со мной согласился. Я всегда был с «Битлз», и они были для меня друзьями. 
В 1997 году придумал портрет Леннона из гитарного грифа, который нашёл на чердаке. Укрепил его на подставке, добавил струны, имитируя волосы, очки из винила и портрет «заиграл» - называется он «Легенда». В 2011 году он был представлен в гамбургском музее «Beatlemania». А мой первый Джон Леннон, скульптура 96-го года, из винила и бронзы – попал в частную коллекцию в Лондон.
А вообще, я меломан и музыка – это удивительная живительная сила, которая даёт вдохновение, гармонизирует, помогает раскрыться лучшему внутри, помогает душе.

- Что нужно, чтобы быть художником в широком смысле этого слова?
Просто Быть им: от природы, от Бога. Если у тебя есть талант и ты об этом знаешь, нужно много работать, трудиться каждый день, без лени, без оправданий. Талант ведь – это лишь крошечная часть, остальное всё – труд. Нужно искать, экспериментировать, познавать неудачи, учиться чувствовать и видеть мир, себя, слышать голоса внутри и развиваться. Ведь художник – это не профессия, это стиль жизни, это ты, это твой путь, твоё призвание и отречься от этого невозможно без последствий…

- «Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на Земле» — сказал Бертольд Брехт, расскажите о вашем искусстве жить, объединяя вокруг себя столь разных людей?
- Искусство жить на Земле даровано нам Богом, но далеко не все пользуются этим благом и осознают его; искусство – это гармония и ей тоже нужно учиться, в первую очередь, познавая себя и свой путь, тогда человек не разрушает себя, а живёт в радости. Я стараюсь любить жизнь и видеть её, делать то, что люблю, делать ради самого процесса, потому что он как песня, как музыка. Мне повезло найти своё дело и заниматься им вот уже 30 лет. Для меня радость и счастье взять материал и вдохнуть в него Жизнь, как Папа Карло в Буратино. А ещё люблю путешествовать, люблю Природу, друзей своих, велопрогулки, послушать виниловые пластинки, сходить на концерт или на выставку других художников, смотреть на дождь за окном, гулять по старым погостам в октябре, размышлять о вечном и высоком. Люблю устраивать выставку и общаться со зрителем – всё это жизнь и развиваться нужно во всех направлениях, стараться быть многосторонней личностью – тогда интересно, мир безграничен.

Из досье редакции:
Игорь Романовский – скульптор, художник и философ в искусстве, родился 9 февраля 1966 года в Киеве. Учился в Киевском государственном институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. М. Бойчука. С 1991 года профессионально занимается скульптурой и дизайном. Создатель стиля ROMART - это своеобразная техника – «пластмодель» с использованием грампластинок. Его проект «Эволюция граммофонного мира» стал одним из самых видных в мире искусства, автору удалось показать в скульптуре мир музыки и звука, эволюцию граммофонного мира — завораживающее, чуть ироничное блуждание по кругу векового развития цивилизации. 
Игорь Романовский о проекте: «Свои скульптуры я могу охарактеризовать немного романтично, они — дети огня, воды и воздуха, ведь чтобы их создать, я опускаю винил в горячую воду, а уже затем, пока материал податлив, моделирую конструкцию на воздухе».
Скульптор также известен коллекцией слепков рук знаменитых людей. Так слепок руки Богдана Ступки сегодня украшает театр имени Ивана Франка. Среди слепков есть и ладони Олега Лундстрема, Олега Митяева, Делиева и Барского, Макаревича, Жванецкого и Гребенщикова и многих других. Впервые эти слепки были выставлены для всеобщего обозрения в музее истории Киева в 2016 году.
Выставочную деятельность начал в 1995 году. Участник около 50 художественных выставок и проектов в Киеве, Москве, Париже, Лондоне. Произведения хранятся в частных коллекциях Украины, России, Франции, Англии, Германии, Израиля, Японии, США.

Костылева Наталья
№2 2016. Всеукраинский молодежный журнал «Стена»

 

Категория: Интервью | Добавил: golos | Теги: СМИ, украинские скульпторы, скульптор Игорь Романовский, украинские молодежные издания, украинские журналы, всеукраинский молодежный журнал Сте
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]