Головна » 2017 » Серпень » 10 » Ящик Пандоры : Послание Джеймса Кэмерона
16:24
Ящик Пандоры : Послание Джеймса Кэмерона

Кино должно идти от сердца. Если твоя цель - только заработать денег, ты не создашь ничего интересного как художник, ты должен делать только то, во что веришь.

Джеймс Кэмерон

Мы уже не раз обращали ваше внимание на то, что у искусства, если оно действительно идёт от сердца, из самой глубины, раскрытой Музой, есть несколько уровней послания зрителю, слушателю или читателю. На первом уровне, открываются внешние красоты, потом человек растёт, взрослеет, крепнет, у него появляется фундамент из опыта и информации, трансформирующийся в знания, он начинает замечать под внешним, внутренний слой,  за ним второй, третий и так далее. Такие многоуровневые послания приходят в мир через все виды человеческого творчества и в независимости от вложенных денег или рекламы, так как только настоящее может переживать годы и века, а наносное забывается, стираясь из истории. Ведь есть же в нашей жизни книги, которые мы с интересом читаем, но не перечитываем, а есть и такие, которые возвращаются к нам через много лет и мы снова, как в первый раз с интересом погружаемся в них, но, уже видя что-то новое, более глубокое, что ранее было закрыто. Так и в кинематографе, есть фильмы для развлечения, а если фильмы раскрывающие в нас что-то внутри, подвигающие к мысли, рождающие чувства поиска…

Например, фильм Джеймса Кэмерона «Аватар». При первом просмотре в первую очередь обращает на себя внимание красивая сказка, о которой одна из зрительниц в социальной сети написала: «Ах, как красиво изображена чужая планета - все эти огоньки, светлячки, летающие горы. «Аватар» - это один сплошной спецэффект: когда любуешься природой далёкой планеты, видно, что каждый доллар потрачен не зря».

Помимо внешней привлекательности и чудесам современного кинематографа в основе «Аватара» лежит сюжет, похожий на то, что происходит в лесах Амазонки: вырубка лесов, притеснение коренных народов, об этом Кэмерон, входящий в экологические проекты знает не понаслышке. Есть там, как написал Кен Уилбер: «необычайно привлекательная картина Природы, такая, которую в кино так удивительно и искренне ещё никто не показывал. Есть там и биоэнергия, которая соединяет все живые существа. Возможно, поэтому всё показанное в фильме очень резонирует со зрителями, которые в нашем урбанизированном мире оторвались от понимания Земли и единства с Природой». Есть в фильме и намёк на политику капиталистических стран по отношению к коренным народам Земли и их природным ресурсам, отсылка в прошлое, к индейцам Америки, истреблённым колонистами, и загнанным по сей день в резервации на самые бедные и экологически небезопасные земли. В фильме показан не просто красивый и гармоничный мир, но ещё и обладающий нужными кому-то ресурсами. Здесь представлены алчные и бессовестные сотрудники корпорации, разрабатывающей дорогостоящий минерал, который лежит под деревней «дикарей», стоящих «на пути прогресса». Решить дело миром, с точки зрения представителей корпорации в фильме - это дать «дикарям» 24 часа на сборы и позволить уйти живыми. Не случайно в фильме звучат слова главного героя Джейка Салли, с грустью говорящего: «Если у кого-то есть то, что тебе нужно, объявляешь его врагом и спокойно грабишь».

А ведь и правда, если прислушаться к голосу совести и сердца мало кому придёт в голову кормить одних своих детишек, отнимая всю еду у других. Поэтому и выбрал Джейк Салли позицию защитника тех, кого хотят изгнать и ограбить те, у кого и так всё есть… Если внимательно присмотреться к героям фильма, то на роль «абсолютного злодея» там никто и не подходит, военный – выполняет приказы, представитель корпорации слаб и ему в какой-то момент жаль Нави, которых бомбили… Имя «главного злодея» зрители зачастую забывают, хотя о нём говорит Джейк Салли, объясняя, почему ему не светят «новые ноги» - это экономическая система, построенная на жадности и отсутствии милосердия, построенная по принципу: «Ничего личного, только бизнес». В фильме много есть намёков на безжалостную систему капитала, например, когда главный герой изрёк «Что мы можем им предложить взамен? Джинсы и кока-колу?». О чём он говорил? О системе ценностей, диктуемых окружающей средой. И неприятие этой системы ценностей, к слову, как раз и сыграло большую роль в самоидентификации главного героя. Зло ведь творилось лишь с молчаливого согласия каждого его творившего, а определяло всё это возведённое в культ стремление к Прибыли. Главное отличие Нави – это отсутствие даже самого понятия Прибыли, а уж тем более системы капитала и накопления за счёт других. И главному герою, выросшему в первом обществе, - внутренне оказалось ближе второе…

Народная мудрость гласит: сказка ложь, да в ней намек – поэтому подтекст часто важнее внешней канвы рассказа. Улыбающийся перед многочисленными камерами Кэмерон, прищуривает многозначительно глаза, пожимает плечами и почему-то вдруг заговаривает о мире, об экологии… цитируя слова главных героев «Аватара»: Нейтири говорит: «Существует сеть энергии, связывающая все живые существа». А Джэйк говорит: «Наши люди убили свою мать. Там не осталось ничего зелёного. Люди уничтожили свою природу, теперь они хотят уничтожить Вашу!»…Как же похоже на Землю, правда?

Вот мне кажется, что нам не хватает, например, знаний об океане и что детям неудачно преподают естественные науки. Кинорежиссёр оказывает известное влияние на публику, на её отношение к миру. Так отчего бы не использовать своё личное видение максимально, почему не предложить его на обсуждение остальным? Я потратил много времени на постижение этих простых истин, и теперь мне проще решать многие возникающие проблемы. Последние пять лет были самыми богатыми и волнующими в моей жизни. Снимать картины трудно. А уж если снимаешь, то для этого нужны веские основания. Я понял, что больше не хочу делать только развлекательное кино, оно должно быть глубоким...

Люди меня спрашивали, где я взял образ Аватара, почему он именно такой… Однажды в 70-е, возможно в 1975-м, мама рассказала мне свой сон о полутораметровой синей женщине. Я её нарисовал и всегда держал в голове. Поэтому, когда я начал писать сценарий «Аватара» и создавать новую планету, я взял за основу расы Нави тот образ. Как видите – всё просто, хоть и не случайно… Тем более, что идея этого фильма вынашивалась 14 лет. Кстати, за реализацию фильма и выпуск его в жизнь меня вдохновила кинотрилогия «Властелин колец» Питера Джексона. Когда я увидел этого парня — Горлума (персонаж полностью нарисованный на компьютере, но в основу движений и мимики которого была положена игра реального актёра, отчего Горлум получился очень реалистичным), то понял - пора. Для меня больше нет ничего невозможного, и я могу снимать «Аватар» так, как он созрел, спецэффекты готовы….

Конечно, всё решать зрителю, что он там увидит и услышит, зависит от него. Но я вспоминаю первый просмотр уже полностью смонтированного «Аватара». Пришёл Арнольд Шварценеггер со своей женой Марией Шрайвер, это был самый первый просмотр, который я устроил для актёрского состава. Только потому, что он мой близкий друг. И Спилберг тоже пришёл. Они все были в восторге. Мария обняла меня после просмотра, и Стивен тоже. У всех троих были самые положительные впечатления. Это было трогательно, и вот тогда я подумал, что, может быть, фильм получился хорошим. Да мне самому понравился фильм! Я всегда думал, что очень трудно просто смотреть собственное кино. Это был первый раз, когда я видел его целиком. Да, я видел каждый кадр тысячу раз, но последние два месяца я стоял близко к полотну, выписывал каждый мазок, а потом я отступил назад и оглядел всю картину - и это был первый раз, когда я увидел фильм от начала и до конца в 3D. Это было удивительно! Сигурни сидела с одной стороны, кричала как ребёнок, с другой 0 Сэм кипел от восторга. Так что невозможно было не наслаждаться фильмом, чего раньше со мной никогда не случалось. И я расслабился и подумал, может, оно всё-таки того стоит.

 

Одна из задач, написанной и снятой «сказки» Джеймса Камерона состоит в том, чтобы внедрить в голову миллионов зрителей простую мысль: цивилизация, центром которой есть капитал - это ложный путь, ведущий в тупик, счастье же состоит в гармоничном единении с матерью-природой и друг другом, не в конкуренции и вечном стремлении обогащения, но в единстве.

Возможно, именно поэтому так категорично была настроена Американская киноакадемия, номинировав, но, не дав фильму статуэтку «Оскар», хотя весь мир и зритель оценил «Аватар» более чем высоко. Но, как сказала Сигурни Уивер, сыгравшая в фильме учёного идеалиста Грейс: «В последнее время у Киноакадемии появилась привычка давать премии тем фильмам, которые никто не смотрит».  

Фильм «Аватар» выстроен по принципу матрёшки, мы всё открываем и открываем её, думая, что вот, она последняя, а внутри оказывается ещё одна. Джеймс Кэмерон создал целый мир, населённый мифическими существами, что до него делал разве что Толкиен. Он создал целую мифологию и даже изобрёл особый язык народа нави, на котором они говорят в кадре. А ведь создать целый язык до сих пор удавалось только Профессору, выдающемуся лингвисту.

Само название фильма «Аватар» приводит нас к этимологии этого понятия, означающего, согласно философскому или религиозному словарю - «воплощение». Не зря в начале фильма аватары плавают в колбах, наполненных некой жидкостью. По аналогии с жизнью, точно так же в условиях водной среды плавают зародыши в материнской утробе. При первом подключении к Аватару, главному герою Джейку Салли было сказано: «Нам пока нельзя бегать, мы должны привыкнуть к телу». Прямая параллель с ребёнком, который, воплотившись, ходит и бегает не сразу, он привыкает, учиться правильно пользоваться телом, контролировать его: ползать, ходить, координировать свои действия. Немного привыкнув к телу, главный герой изучает всё происходящее вокруг, как непостижимое чудо, радуется и удивляется как ребёнок.

Момент принятия Джейка в племя Нави - прямая аналогия с человеком материального мышления, который только вступил на путь духовного познания. Изначально его планы были корыстны. После того, как Джейк окунулся в жизнь Пандоры, которая течёт как река в согласии и гаромнии с Природой, он изменил свои цели и пошёл дорогой Сердца.

В процессе обучения Джейку была показана его связь с каждым живым существом на планете (его хвост): то, что присутствует постоянно в нашей жизни. Единственное различие лишь в том, что в нашем мире связь не физическая, она духовна.

И не случайно в конце фильма священная Эйва переселяет душу (сознание) Джейка в новое тело, давая ему новое рождение. Джейк прошёл путь от военного, выполняющего приказы и, служа материи, до высоко развитого, гуманного аватара, то есть воплощённого, способного пожертвовать собой ради других и осознавшего единство всего живого, увидевшего красоту мира; он обрёл духовные ценности – переродился. Ведь главный герой «Аватара» заслужил свою награду как раз тем, что воздаяния ему никто не обещал, что поступал он так, как поступал, не надеясь ни на какие бонусы вообще.

Основные мотивации героя фильма «Аватар» лежат в сфере понятий о добре и зле, впрочем, как в любой сказке и в жизни в целом. Джейк Салли не выбирал, где ему лучше в материальном плане, он просто смог осознать ту грань, где заканчивается добро и начинается разрушение. Осознал не с точки зрения сулимых благ, а с точки зрения поступков, с точки зрения соответствия своему голосу сердца и совести. Не зря он говорит: «Я был солдатом и мечтал нести людям мир, но рано или поздно приходится проснуться... Всё изменилось. Кажется, что реальный мир там, а это всего лишь страшный сон. И наступает момент, когда вся твоя жизнь сводится к одному безумному поступку».

И, как в давнем пророчестве, гласящем, что лишь бескорыстный обретает – он получил дар Эйвы.

Есть в фильме и укрощение дракона, которое в аллегорическом смысле в мифологии означает победу над своим внутренним негативом. Аватар Джейка Салли, пока его тело физическое спало, победил дракона и оседлал его. Банши или икран, как называют это существо Нави, сам должен выбрать своего будущего седока, но уступит ему лишь после схватки, в которой нужно взять над ним верх и приручить. После этого банши будет верен своему хозяину в течение всей жизни. Но самое важное сражение с самим собой и обретение силы Торук-Макто, которое переплетается с мифологией самого народа Нави было основано на окончательном выборе главного героя.

По мифологическим преданиям Нави, оседлать торука и стать его всадником может лишь избранный, которому будут подчиняться все кланы Нави, где бы они ни жили. Его название на языке нави - Торук-Макто, что означает «Всадник последней тени». Со времён древнейших исторических сказаний было всего пять Торук-Макто, которым удавалось подчинить себе этого летуна и стать лидерами всех Нави. В конце фильма это удаётся сделать Джейку Салли, так как с самого начала великая богиня Эйва, олицетворяющая живую природу Пандоры, чувствует в нём особую силу.

Неспроста было выбрано и название планеты – Пандора, что в переводе с греческого означает всеодарённая, вседающая. Согласно древнегреческой мифологии Пандора - это первая женщина на Земле, которую Афродита одарила красотой, Гермес - умом и сладкоречием, Афина дала ей отзывчивую душу, а Зевс даровал ей любознательность к познанию жизни и окружающего мира. Планета Пандора, созданная Джеймсом Кэмероном, отвечает всем перечисленным дарам. Впрочем как и последствиям для тех, кто решил её завоевать, всё это сравнимо с ящиком Пандоры, из которого вышли наружу воздаяния для людей, согласно посеянному ими, а на дне осталась лишь надежду.

По словам режиссёра, он всегда старается в своих картинах «совмещать зрелищность, красоту и жизненную правду современного мира, в котором присутствует, к сожалению, и насилие, и вплетать всё это в моральный компас - «Аватар» этому пример. Я пытался высказать свои личные убеждения, показать глубину жизни, выбора, но если бы я говорил, что это фильм об экологии, о душе, о правах коренных народов, то никто бы не пошёл смотреть, потому что люди бояться изменений, бояться правды, а так – все выстроились в очередь и сами сделали свой вывод».

 

Подсказки для нас разбросаны сплошь и рядом, нужно их только заметить. Тот, кто готов, воспримет. Тем более что в фильме «Аватар» говорится не только о гармонии с Природой, там прослеживается призыв к переходу к иному обществу. Лучше соответствующему тому, что мы называем духовность, культурность и порядочность.

 

Из досье редакции

Джеймса Кэмерона часто называют «человеком-оркестром», ведь он не только знаменитый режиссёр, но и сценарист, продюсер, монтажёр, редактор, инженер-конструктор декораций, дизайнер, оператор подводных съёмок, один из первых специалистов по визуальным эффектам и отец пятерых детей, и возраст у них - от 7 до 24… «А вообще в молодости я собирался заниматься наукой, поступил на физический факультет, но быстро понял, что не справляюсь с вычислениями и вообще хочу рассказывать людям истории. Но интерес к жизни и тому, что меня окружает, никуда не делся».

За пределами кинематографа Джеймс Кэмерон известен как эколог и исследователь подводного мира, так как заниматься подводным плаванием начал в 1969 году. С тех пор побывал на многих морях и даже снимал фильмы под водой, среди которых «Бездна» 1989 года. Джеймс Кэмерон даже свой 56-й год рождения 16 августа 2010 года отметил на дне озера Байкал на борту батискафа «Мир-1». А 6 марта 2012 года в рамках проекта Deepsea Challenger Джеймс Кэмерон совершил рекордное одиночное погружение на глубину 8166 метров близ Папуа-Новой Гвинеи, на борту нового одноместного глубоководного аппарата. Через 20 дней в рамках того же проекта достиг дна на глубине 10898 м в котловине Челленджер в Марианской впадине. Ранее, 23 января 1960 года, в этой же котловине погружался на дно батискаф «Триест» с Жаком Пикаром и Доном Уолшем на борту. Таким образом, Кэмерон является третьим в мире человеком, побывавшим на дне Марианской впадины, и первым человеком, побывавшим там в одиночном погружении около трёх часов. Джеймс Кэмерон помимо художественных фильмов, снимает документальное кино, разрабатывает специальные «морские» камеры, изучает течение вод, глубокие впадины…

Ещё одним увлечением Джеймса Кэмерона является рисование, например, рисунок, изображающий главную героиню фильма «Титаник» Розу, был сделан самим режиссёром, впрочем как и все остальные рисунки в альбоме главного героя фильма Джека, которого играет Леонардо Ди Каприо. «Моя мама была художником, так что я кое-что от неё унаследовал» - в одном из интервью сказал Джеймс Кэмерон.

Известность пришла к нему в 1984 году благодаря созданию сценария и фильма «Терминатор», сюжет фильма и робот-терминатор, как вспоминал сам режиссёр, привиделся ему во сне во время болезни гриппом: «У меня была большая температура и я был в полузабытьи, а потом, наверное, в бреду, увидел женщину, спасающуюся от страшного существа, изменяющего свою форму в зависимости от обстоятельств и имеющего светящиеся красные глаза…Но никто не хотел связываться со мной, ведь я был никому неизвестен, хотя, как я видел, сценарий приглянулся многим кинокомпаниям». В итоге идея «Терминатора» была продана будущей жене Джеймса Кэмерона продюсеру Гэйл Энн Хёрд за символическую плату в один доллар при условии, что она не будет снимать этот фильм с другим режиссёром. Располагая небольшим по меркам 1980-х годов бюджетом в 6 миллионов долларов, Кэмерону удалось создать фильм, до настоящего времени остающийся эталоном жанра. Тема ведь актуальна до сих пор, на что сам Джеймс Кэмерон ответил: «Мне было 9 лет, когда я откопал на чердаке своего дома книжонку о кубинском кризисе. Осознание того, что мир с такой лёгкостью может вступить в Третью мировую войну, ужаснуло меня и... заинтересовало. Разве это не поразительно - упрямая склонность хомо сапиенсов заигрывать со смертью?! Из всего этого, из первых детских воспоминаний, в 1982 году и родился первый сценарий «Терминатора».

Считается, что в копилке Джеймса Кэмерона, как режиссёра, не так много фильмов, зато все они стали мировым достоянием, и как написали о нём кинокритики: «навсегда вошли в историю мирового кино». Среди его работ, помимо выше названого «Терминатора», такие фильмы, как «Чужие», «Бездна», «Титаник», «Аватар»…  Фильм «Титаник» недавно был переснят в 3D и к 100-летию гибели корабля представлен в кинотеатрах мира. Сам же Джеймс Кэмерон о «Титанике» говорит: «Я совершил в общей сложности 33 погружения к кораблю, и каждый год, 14 апреля, в 11 часов 40 минут - то есть, в тот самый момент, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, я в полном одиночестве поднимаю бокал за всех, кто там был, - за офицеров, команду и пассажиров. За погибших и за выживших - потому что им пришлось потом нести на себе груз воспоминаний. Для меня это очень важная, очень личная история».

 

***В 2015 году зрителя ждёт новая история «Аватара». Насколько нам стало известно, Джеймс Кэмерон сосредоточился на подводном мире планеты Пандора, а за материалами он нырял лично на дно Марианской впадины, что подарило кинематографисту массу новых впечатлений отснятых в формате 3D на глубине океана.

Глеб Орлов, журнал "Стена"

Добавил: golos | Теги: аватар, Аватар / Avatar (2009)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]