12:48 1 января день памяти богатыря и подвижника Руси Ильи Муромца | |
1 января наша православная церковь чтит память Ильи Муромца Киево-Печерского, монаха Киево-Печерской лавры, подвижника, который жил в 12 веке, во времена Владимира Мономаха. Этот святой и богатырь известен нам с детства из сказок и былин и неспроста, ведь он является избавителем Киева от татар. Мощи Ильи Муромца хранятся в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры. И жил наш богатырь во времена, когда ещё указа Петра Первого о календаре согласно папскому указу не было на Руси, и лето на дворе поэтому сегодня 7530! Особенно любили былинных богатырей наши художники Передвижники и создали они привычный уже нам сегодня образ Ильи Муромца. Вдохновлённый прочтением былины «Илья Муромец и разбойники» Виктор Михайлович Васнецов создал картину "Богатыри", над которой работал почти 30 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше, и с тех пор художник увлёкся идеей создания этой картины. В 1876 году был сделан знаменитый эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 год. Готовая картина была куплена П. Третьяковым, и до сих пор она украшает Государственную Третьяковскую галерею. В центре картины изображён Илья Муромец, народный любимец, герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. "Матёр человек Илья Муромец" - говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. "А конь под Ильёй лютый зверь" - продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует об этом. Параллельно — с начала 1870-х — Васнецов работает над другим былинным сюжетом, вдохновленный прочтением былины «Илья Муромец и разбойники». Несколько лет подряд «Витязь на распутье» не идет дальше черновых набросков, где Васнецов пытается проработать лицо богатыря. Только в 1877 году художник пишет этюд «Воин в шлеме с кольчужкой» со своего брата Аркадия и тогда же завершает первую версию картины. В следующем году она появляется на VI передвижной выставке, затем Васнецов переписывает ее еще раз в 1879 году. Третья, окончательная версия «Витязя» появляется только в 1882-м, Васнецов пишет ее для мецената Саввы Мамонтова. Илья Муромец в «Витязе» ― почти байронический герой. Настрой Васнецова можно проследить по тому, как меняется ракурс от первых набросков к финальной версии. В эскизах богатырь повернут к зрителю в три четверти, но с каждой версией отворачивается от него все сильнее, и в итоге мы видим только кончик носа и клочок бороды героя. Надпись на камне взята Васнецовым из текста былины.
Хорошо народную былину пересказали в рукописи, подготовленной к печати А. ЛЮБАРСКОЙ и Л. ЧУКОВСКОЙ – членами Комиссии по литературному наследию Т. Г. ГАББЕ. ...Отпирает мужичок погреба толстостенные и говорит Илье: — Бери, богатырь, богатства, сколь тебе надобно. Вошел Илья Муромец в погреба, поглядел кругом и удивился: везде золото блестит — глазам больно. Да Илья Муромец никогда на золото не льстился. Посмотрел он направо, посмотрел налево, не взял нисколечко и пошел обратно на вольный воздух, на белый свет. Сел на коня, вернулся опять к придорожному камню. На белом камне две надписи новые, а третья — старая. Стер он надпись старую и написал новую: «Ездил тут Илья Муромец, а богат не бывал». Написал такие слова и поехал дальше в родные места... | |
|
Всего комментариев: 0 | |