17:48 День памяти Иоанна Кронштадтского. История домов трудолюбия | |
2 января, на второй день Нового года православный мир вспоминает и почитает Иоанна Кронштадского, народного батюшки, как прозвали его при жизни люди, идущие к нему за помощью, да за благословением со всех весей. Святой праведный Иоанн Кронштадтский оставил нам много поучений. Одна его книга: “Моя жизнь во Христе” – бесценная по своему назидательному содержанию, по которой многие люди 21 века строят свою духовную жизнь. „Храмы — это духовные школы, врачебницы, просветительные места, дорожные станции для путешественников неба, дома благотворительные, где оказываются нам величайшие благодеяния и пособия благодатные для приготовления к водворению на небо“ — Иоанн Кронштадтский В дореволюционной России на приходах в основном служили женатые священники, а не монахи. Поэтому, решив стать приходским священником, Иоанн Сергиев — человек монашеского склада — должен был жениться. Однако отказываться от своих идеалов он не собирался и уже после венчания сообщил своей жене, что он дал обет девственности и они будут жить как брат с сестрой. Для молодой женщины это было полной неожиданностью. Она даже пробовала обращаться с жалобой к Санкт-Петербургскому митрополиту. Однако никакие средства не действовали, и ее супруг оставался непреклонным. „Жизнь сердца — это любовь, а его смерть — это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования.“ — Иоанн Кронштадтский Когда студент столичной академии Иоанн Сергиев решил стать приходским священником, а не миссионером в Китае, как поначалу думал, он мечтал служить обездолённым. И Кронштадт идеально подходил для этого. Крепость, прикрывавшая вход в Неву, была не только крупнейшей базой российского флота, но и местом, куда высылали столичных бродяг и нищих. Иоанн Сергиев исходил из того, что социально незащищенные жители Кронштадта находятся в сфере его ответственности, и по первому зову отправлялся в любые трущобы, где не только служил молебны, исповедовал, причащал, соборовал, но и решал бытовые проблемы. Он искал и оплачивал врачей, покупал одежду, еду. Информация о священнике, дающем деньги всем нуждающимся, мгновенно разлетелась по городу. Уже вскоре его стали везде встречать толпы нищих, которые просили, а то и требовали помощи. Следуя своему принципу буквально исполнять требования Евангелий, то есть делиться с неимущими, он быстро раздавал все, что имел при себе. В итоге Елизавета Константиновна Сергиева обратилась в епархию с просьбой не выдавать священническое жалованье мужу на руки, поскольку он сразу же все раздавал в качестве милостыни. Батюшка считал, что социальная помощь — это не только решение сиюминутной проблемы, но и регулярная работа по социализации обитателей кронштадтского дна. Радикальным способом решения этой задачи молодой священник считал создание «Дома трудолюбия», где было бы можно не только оказывать помощь неимущим, но и давать им возможность самостоятельно зарабатывать. Первую попытку продвинуть проект Дома трудолюбия Иоанн Сергиев предпринял в 1868 году, но тогда городская Дума оставила это предложение без ответа. Спустя четыре года он через газету «Кронштадтский вестник» обратился к жителям города с призывом построить дом, где бедняки могли бы жить и работать, обеспечивая себя. Сам он обязывался ежегодно вносить в кассу этого предприятия 70 руб. Сначала удалось создать производство по обработке пеньки (пеньковые веревки не боятся морской соли, поэтому по соседству с базой военного флота такое производство всегда востребовано), потом мастерскую, где изготавливались конверты, коробки и прочая картонная упаковка. За трудовой день здесь можно было заработать примерно 19 копеек, в то время как в столовой при Доме трудолюбия порция щей стоила копейку, каши — две копейки. За копейку здесь же было можно купить плитку чая или три куска сахара (кипяток давали бесплатно). А место в ночлежном приюте стоило три копейки. То есть человек получал возможность сам заработать себе на жизнь. Создаваемая Иоанном Сергиевым благотворительная инфраструктура стремительно росла. В 1888 году был построен трехэтажный ночлежный дом, в 1891-м — четырехэтажный ночлежный приют. Понятно, что подобные социальные проекты не могли существовать без больших денежных вливаний. И здесь Иоанн Кронштадтский вполне в духе времени разработал фандрайзинговую программу, в которую входили и личные обращения к членам царствующего дома, и сбор пожертвований от частных лиц, и получение средств от монастырей, и специальные сборы во время поездок по стране. Ему удавалось ежегодно собирать по 40 тыс. руб., необходимых для того, чтобы проект функционировал. По тем временам — гигантская сумма. Дом трудолюбия практически сразу превратился в своеобразный городской представительский центр, который посещали все делегации и депутации. Государство поспешило подхватить удачный опыт социальной работы. По поручению министра внутренних дел один из активных участников создания Дома трудолюбия, барон Отто Буксгевден, отправился в гастрольную поездку, убеждая губернаторов открывать подобные заведения у себя. Сегодня история домов трудолюбия и опыт отца Иоанна Кронштадского как никогда актуальны и нужны. При огромном количестве бездомных людей в Украине и особенно в Киеве, нужен путь преодоления гибели людей и возможность их социализации. Зима началась, а значит впереди морозы и новые наши попытки спасти человека... Отец Иоанн, моли Бога о нас! | |
|
Всего комментариев: 0 | |