18:08 Народное творчество в работах художников Передвижников 21 века. Первый музейный пленэр | |
Интересно устроена современность, то, что ещё полвека тому считалось народным, сельским, сегодня перешло в категорию элитного и дорогого, например крафтовая бумага, которую многие из нас помнят по кулькам с конфетами и печеньем))), или льняные, конопляные и даже ткани из крапивы. Каждый дом и двор на Руси делал из этих материалов одежду, она была полезна, проста и прочна, только знать укутывалась шелками, да атласами. сегодня же льняная одежда стоит не менее шёлка и является доступной уже не народу, а тем, кто побогаче, как и ручная работа: вырезание из дерева посуды и ложек, веники для бани, украшения. вязаные скатерти, бусы из глины, валенки и то стали эко-лечебными. Наконец, пришло понимание важности возвращения народных знаний и умений, как залога здоровья и красоты. В этом особенную роль играют те, кто сохранил историю и память, краеведческие музеи. Именно поэтому, в рамках Международного культурно-просветительского проекта журнала "Стена" - Передвижники 21 века 8 сентября впервые в истории этого края, в Броварском краеведческом музее наши художники создавали эскизы предметов народного быта, слушая историю их использования и делясь воспоминаниями о дедах и прадедах. Например, наш художник-иллюстратор, автомобильный художник и график, Передвижник 21 века Виктор Зинченко облюбовал сечкарню (сичкарку), помня её у бабушки на дворе из детства. Этим агрегатом нарезали ботву, солому, траву и прочую растительность для домашнего скота. Для многих это изобретение стало семейной реликвией. В броварском краеведческом музее этой сечкарне 100 лет и она в рабочем состоянии, ведь делали на века. Представляете, сколько поколений её может использовать! — Удобная штука. Ею даже трёхлетний ребёнок может руководить, — заверяет. Виктор — Нужно только нажать ручку — и машина сама всё порежет. Тут три передачи скорости. Ею и крапиву хорошо резать. Фабричное клеймо на этой сечкарне польское. Моя бабка тоже полькой была, Франей звали... Кстати, сечкарни делал и украинский завод в городе Горохив... Кто изобрёл сие чудо, пока не нашли))), если есть история, пишите, подскажите. Ещё одним важнейшим элементом народного быта была прялка и изготовление нитей из конопли, льна, крапивы и шерсти. Этой особенной и сакральной вещью заинтересовалась у нас художница-Передвижница 21 века, филолог, правозащитница и актриса Инесса Гашинская. Да и не мудрено, ведь её бабушка Вера была самой настоящей портнихой и пользовалась она, правда, уже машинкой "Зингер", к слову, в музее такой раритет тоже имеется))). Из досье редакции В Российской империи выращивали огромное количество конопли. По данным Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, к 1890-м годам в европейской части страны ежегодно производили 40% всей пеньки Европы. В середине 1930-х годов СССР выдавал почти 45 тысяч тонн пеньки ежегодно, сообщает Большая советская энциклопедия, а конопляного масла делали по 6-7 тысяч тонн. К 1936 году СССР имел 4/5 всех мировых посевов этой культуры в мире - 680 тысяч гектаров. Как справедливо отмечают ребята из Национальной ассоциации производителей пеньки, недаром на фонтане «Дружба народов» на ВДНХ (главного фонтана страны, построенного в 1954 году), вместе с колосьями пшеницы и соцветиями подсолнечника в центре снопа автору композиции поместили листья конопли. Старожилы помнят, что её сеяли, начиная с предгорных районов Кавказа и вплоть до Подмосковья. Однако в девяностые годы эта культура, так нужная советской промышленности, рухнула вместе с этой самой промышленностью. Потом массово появились легкие наркотики, под предлогом их появления ликвидировали все пенькозакоды и сельские посевы конопли для масла и одежды... А ещё в каждом уважающем себя доме, у каждой женщины был свой сундук с добром. Этим атрибутом нашей истории и резным деревянным креслом заинтересовалась художница Дора Вальд, создав при помощи пастели целую историю из жизни украинской семьи, с рушныком и вышиванками. А ведь, слава Богу, интерес к народному творчеству всё возрастает, как и к вышивке времён наших бабушек, знающих о их символике и оберегах. В настоящее время цена старинной сорочки зависит от объёма вышивки и того, в каком состоянии вещь. Чем больше вышивки, тем сорочка дороже. На цену влияет и способ создания. Например, тканые рушники более дешёвые, вышитые — более дорогие, ведь тканый можно создать за несколько дней, а вышивать дерево можно месяцами. «Я вижу сорочку и могу оценить, сколько она стоит, — рассказала нам однажды на выставке собирательница древностей. — Но цены растут с каждым годом. Помню, как мой муж продал сорочку для Нины Матвиенко за сто долларов. Так радовался, что это такие большие деньги! А уже сейчас я сама покупаю сорочки за 400—500 долларов». И это не предел... Ежегодно в Борщёве проходит фестиваль вышиванок, и люди спрашивают цены там ради понимания, что сейчас и почём в мире народного быта. Поэтому даже люди из сёл сейчас знают, сколько сорочка из сундука может стоить. Дорого продают теперь даже современные. Не так давно позвонила одна женщина и сказала, что имеет очень красивую сорочку — чёрную, борщевскую. Оказалось, современная вышивка под старинный стиль. На вопрос: сколько стоит така сорочка, женщина ответила, что восемь тысяч гривен. И мало кто удивляется, ведь многие женщины знают, какая это робота — вышивать мелким крестиком... А вот присоединившаяся к Передвижникам 21 века художница и знатная вышивальница Юлия Коваленко выбрала для своего эскиза ткацкий станок. В Броварском краеведческом музее ему тоже не менее ста лет. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. Такие ковры сегодня тоже в большом почёте, правда и мастеров осталось, как и знаний не много... Два готовых эскиза от Доры Вальд и Виктора Зинченко остались жить в музее. А наше знакомство с народным бытом и его историей ещё только начинается, как и серия пленэров в краеведческом музее. Особая благодарность от Всеукраинского молодёжного информационно-аналитического журнала "Стена" заместителю директора Броварского краеведческого музея, старшему научному сотруднику Ольге Леонидовне Плахотнюк за возможность прикоснуться к истории, за труд по сохранению народного наследия, за приглашение и интересную экскурсию! Продолжение следует... Координатор проекта, Наталья Костылева
| |
|
Всего комментариев: 0 | |