Главная » 2021 » Август » 30 » Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. 35 лет посланию о 20 веке
19:42
Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. 35 лет посланию о 20 веке

35 лет назад вышли последние серии культовой советской экранизации «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным в главных ролях - "Двадцатый век начинается". 

Холмс в нашей экранизации в отличии от произведения Конан Дойля, становится преданным другом доктора Ватсона, да и сам нуждается в его преданности. Он раскрывает преступления, потому что искренне хочет помочь людям. В основе его гения лежит человечность, и поэтому ему так просто сочувствовать. Как писала Любовь Аркус, в Холмсе Ливанова воплощалась интеллигентская мечта — быть способным изменить мир не насилием, а мыслью и сердечной добротой.

Мальчишкой, читая Конан Дойла, я, как и большинство подростков, был в мечтах Шерлоком Холмсом. Хотя я никогда не думал, что когда-нибудь буду играть роль этого роскошного мужика. С тех пор прошло много лет. Когда мне, уже опытному актёру, предложили роль великого сыщика, я не то чтобы вспомнил свою мечту – я понял, что никогда с ней не расставался. Боясь растерять чудесный мир, оказывается, бережно хранимый в душе все эти годы, я не стал перечитывать Конан Дойла. Мне, мальчишке сороковых годов, выпала неслыханная удача: всерьёз превратиться в Шерлока Холмса. Разве это не чудо?

Василий Ливанов

Фото из архива Самоэля Кацева. Снимок сделан во время съемок «Собаки Баскервилей». 1980 год

Интересна история и режиссёра картины - Игоря Масленникова, который рассказывал, что «английская тема» преследует его с детства. Во время войны, в эвакуации, мальчишкой он зачитывался Диккенсом и впитывал в себя далекий, для тех лет и вовсе фантастический мир викторианской Англии. И уже будучи 48-летним режиссёром, за плечами которого несколько успешных картин, Игорь Масленников приступил к созданию своего видения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Написали сценарий к фильму Юлий Дунский и Валерий Фрид, их работа сильно отличалась от огромного количества предшествующих киновоплощений рассказов Артура Конан-Дойла. Повествование в книге идёт от лица доктора Ватсона, он соратник Холмса, с которым известный детектив делится своими открытиями и умозаключениями. Ватсон у Юлия Теодоровича Дунского и Валерия Семёновича Фрида вышел объёмнее и интереснее, чем в книге, он стал с Холмсом наравне, и потому сценарий, а впоследствии и телефильм назвали «Шерлок Холмс и доктор Ватсон».

Интересное стихотворение написано в честь этих сценаристов

ПАМЯТИ ФРИДА И ДУНСКОГО

У каждого из нас есть свой критерий,
своё неповторимое мерило,
но эти двое - Юлий и Валерий -
писали так, что дрожь порою била.

Писали, чередуя смех со страхом,
и строки били в цель; за пулей - пуля.
Сменялась в кадре камерность размахом.
Откуда это всё?.. Не потому ли,

что в судьбах их слились в едином сплаве
быт довоенный и война, и лагерь?..
Да, что греха таить, стремились к славе,
но, ради славы, не меняли флаги.

Парили в небе с Мартой и Орландо.
С Кутайсовым стояли под расстрелом.
Не схожи их сценарии с докладом,
где лишь слова: "пошёл", "услышал", "сделал"...

Чего в них нет, так это только злобы;
нет ни в открытом тексте, ни в намёке...
Всё, что писали, самой высшей пробы:
не смоют никогда времён потоки.

Пускай их нет во времени-пространстве,
но души живы их для нас с тобою...
Как Реквием финал из "Сказки странствий"
зовёт к полёту в небо голубое.

- автор подписался как REXTHER56 (Волгоград) и добавил вот такой вопрос: "Почему же все-таки Дунский и Фрид не сотрудничали больше с Масленниковым после бешеного успеха первого фильма о Холмсе в 1979 году?"

Интересно, а ведь во всех известных нам сегодня источниках, режиссёр Игорь Масленников всегда говорил, что никто этот сценарий Дунскому и Фриду не заказывал, что это была их инициатива. А тут получается, что предложение всё же было - скорее всего, от "Гостелерадио" или от "Ленфильма". А во-вторых, тот же Игорь Фёдорович рассказывал, что изначально никто не собирался снимать продолжение первого 2-серийного фильма, и что только благодаря восторженным откликам... ну вы в курсе. А из документа следует, что ещё в 1978 году Дунский и Фрид писали свой сценарий именно как начало сериала, и даже закончили вторую серию вот такой ремаркой, намекающей на продолжение:

Значительную лепту в придание детективной истории комедийного оттенка внесли Виталий Соломин и Рина Зелёная. Их идеи и советы во многом повлияли на стиль повествования.

Авторы создали очень камерное пространство, в котором стилизация сочеталась с ностальгическим «ретро». Предметы обихода дома на Бейкер-стрит были подлинными: что-то предоставил «Ленфильм», что-то съемочная группа приносила из дома, в частности столовое серебро, фарфор и хрусталь. Неслучайно в интерьерах квартиры Холмса узнается атмосфера и царской России: «Мы сделали великое открытие: материальная жизнь России последней трети XIX века ничем не отличалась от жизни остальных европейцев, англичан в том числе. Конечно, планировка дома в Англии делается до сих пор на двух уровнях. А вот вещи, реквизит, мебель, посуда, ширмы, ковры, газовые светильники, обои, оконные рамы, двери — все в те времена было едино».

Съёмки первого фильма проходили в Риге. Вместе с оператором Юрием Векслером и Марком Капланом режиссер нашел свою Бейкер-стрит на улице Яуниела. Василия Ливанова на роль Холмса утвердили сразу, а вот с Ватсоном режиссёр повозился. Из воспоминаний режиссёра: "Фотопробу Виталия Соломина с наклеенными армейскими английскими усами я обнаружил в актерском отделе „Ленфильма“. С этой фотографии на меня смотрел вылитый Конан-Дойл в молодости. Это была порода эдинбургских англичан — рыжеватых, курносых, веснушчатых. Но в объединении „Экран“ вслед за Ливановым не утвердили и Соломина: „Какой это Ватсон?! У него же русская курносая физиономия!“ — пожимали плечами редакторши», — вспоминает Масленников. Убедить чиновников удалось только после пробной съемки, в которой дуэт Холмса и Ватсона показал свою необыкновенную актерскую химию".

Выход на экраны «Шерлока Холмса и доктора Ватсона» показал, что авторы не ошиблись в главном — в образе Холмса. Василия Ливанова действительно признали «тем самым», что случается крайне редко в экранизациях классики. На режиссера и актеров хлынули целые потоки писем с требованиями продолжения, советами и даже собственными сценариями приключений знаменитого сыщика. Слава распространилась на всю страну, а затем на весь мир.

Наталья Костылева для журнала "Стена"

Категория: Кино | Добавил: golos | Теги: Журнал Стена, Холмс, Соломин, юлий дунский и валерий фрид, Артур Конан Дойль, игорь маслеников, кино ссср, новости, шерлок холмс 35 лет, детектив, интеллект, Ливанов
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]