Главная » 2017 » Октябрь » 5 » Алибек Койлакаев: Счастье всегда рядом – интервью
09:56
Алибек Койлакаев: Счастье всегда рядом – интервью

Я умирал много раз (образно), порой осознанно. И снова о том же, именно сегодня и сейчас я понимаю вкус счастья, где ты чувствуешь его всем внутренним миром. Не вспоминая о прошлом, детали, юность, предательство и так далее, в сравнении с реальностью - всё это мелочи, но это и было началом испытаний. Было время странствий и время возвращений… Сейчас я наконец вернулся на Родину, отвожу ребёнка в садик, ночью рассказываю, точнее придумываю ей новые сказки. Я всеми фибрами души чувствую и радуюсь тому, как засыпает моя дочь, обняв меня, и это не описать словами. Я вспомнил одного хорошего человека, наверное его слова подействовали на меня, что я обязан быть рядом со своим ребёнком, именно когда ребёнок формируется, что он сам жалеет о том что не находился в своей молодости со своими детьми, и упустил этот момент. Именно сегодня я остро ощутил ту космическую связь родителя с детьми, видимо прошлое должно было быть таким, чтобы я это понял. Счастье всегда рядом, и мы должны это ценить, беречь любовь и семью.

Алибек Койлакаев

В одном интервью в «Литературной газете» как то были слова о художниках и их мировосприятии. Автор писал, что жизнь всех настоящих художников, если посмотреть их биографии, – это каждодневный, очень тяжёлый, но добровольный труд. Усовершенствование своего мастерства, качественный рост над собой, от работы к работе, ответственность перед собой и людьми. Творческий человек, в том числе и живописец, график должен быть по натуре самокритичным. Если он превратился в «нарцисса» и уже не видит своих недостатков, доволен всем, что делает, то сначала он застопорится на месте, а потом полетит вниз. Если нет внутреннего видения, нет желания работать над собой, значит не над чем работать. Думая над этими словами, стала наблюдать за знакомыми нашему журналу художниками, у многих было стремление творить и саморазвиваться и они, кстати, всегда находили вдохновение и радость от жизни, а те, кто считал, что важно лишь искусство, а остальное подождёт, почему-то часто заходили в ступор, недовольство и были в общении сложны, а их окружение страдало от непомерного эгоизма. Всё дело в трансформации, в желании развивать лучшие внутренние качества, и трансформировать негативные, в желании делиться лучшим, а это лучшее появляется лишь тогда, когда мы заглядываем внутрь себя, ведь любое творчество – это преломление мира и мироздания через внутренний мир художника, его энергию. Как там говорится в древней истине? Дать другим мы можем лишь то, чем владеем сами!
О художниках писать словами довольно сложно, впрочем, как и о музыке. Для того, чтобы статья удалась не нужно пытаться что-то анализировать, критиковать, искать невидимые пылинки и обобщать, ведь «обирание пылинок» - внимание к мелкому, а не к красоте и идее всей картины и послания целиком. Вот так и об одном из интересных художников-графиков - Алибеке Койлакаеве, сумевшего поднять в творчестве весь великий пласт исторического наследия Великой степи, нужно просто разговаривать. И начинать статью о нём со слов «я люблю». Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место. Так вот - я люблю...это творчество, люблю вглядываться в великие черты героев, изменивших ход истории, которых невозможно оценить с точки зрения дуальности и эмоции, а лишь только осознав Великие Перемены и силу человека, способного менять, какзалось бы невозможное, способного вдохновлять, способного быть Созидателем и разрушителем одновременно, способного выбирать светлую и тёмную стороны… 
Вот так и возник у нас разговор с Алибеком…


- Алибек, Художник, что это и кто это по вашему мнению? Существует ли у творческого человека особое мировосприятие и в чём оно заключается лично для вас?
В первую очередь, художник это боец, у которого в руках не автомат, а кисть, это человек, тонко чувствующий мир, вбирающий его историю и красоту и делящийся тем, что видит и чувствует с другими. Он по-другому просто не может! Но, чтобы делиться с миром лучшим, что есть, своим детищем, пережитым, рождённым, нужно любить мир, людей, быть ближе к Природе. Художник способен вдохновлять других через красоту и творчество. Воодушевленный человеческий дух - это начало любого великого поступка – в этом задача художников. Мир художника безграничен. Я думаю, чтобы стать Художником и оставить след, в первую очередь надо идти своей дорогой, и главное, чтобы она была светлой. Я разделяю художников на два вида. Первые рисуют с единственной целью – заработать. Вторые своим творчеством несут какую-либо идею, ценности, мировоззрение, а выручка с картин – это как следствие, но никак не цель!! «Искусство должно нести за собою нравственные ценности, иначе это не искусство» – это слова великого Микеланджело. От себя добавлю: то, что сделано с душой и с благими целями, на чердаке не запылится, мир очень отзывчив на искренность и Свет.


- А у вас как возник интерес к творчеству, рисовали с детства?
О да, с детства. В два-три года начал уже рисовать, лепить. Мама, правда, не понимала тогда, что я будущий художник… В шесть лет пошел в школу и там на занятиях по изобразительному искусству проработал технику и выполнил свою первую более или менее серьёзную работу. Тогда все поняли, что все не так просто: мама уже стала покупать мне пластилин, рисовальные принадлежности. Я всегда любил рисовать героев, меня привлекала тема спасения мира, спасения страны. Поначалу это были научно-фантастические сюжеты, роботы, космические баталии. Мне было интересно прорисовывать сложные механизмы и тому подобное. Это много дало мне в плане развития техники рисования. Позже я целиком переключился на этнос, историю, его героев. Я рисовал этнические сюжеты и в детстве, получая от этого огромное удовольствие, но, повзрослев, я понял, что этого нигде нет, и если я этого не нарисую, то никто больше этого не сделает. 


- Говорят, что у каждого народа есть своя генетическая память, которая имеет свойство проявляться в творчестве. У вас она проявляется и как?
В начале творческого пути, наверное, я не понял бы этот вопрос, но сейчас я это чувствую всё больше и больше. Есть такое мнение, что язык живописи, музыки, архитектуры всем понятен и не требует перевода. Спорить с этим бессмысленно, но и отрицать национальную специфику никак нельзя. Ведь генетическая память есть у каждого народа, и его особенная черта зависит от того, насколько народ сохранил свою идентичность и насколько он растворился в общеевропейской культуре. Проявляется генетическая память при усидчивости, во время творчества, в спокойном состоянии. Она может открыться во всех направлениях, ведь кровь у всех одна. Я убеждён, что локальные этнические культурные традиции нужно оберегать и развивать. Я стал анализировать, как люди воспринимают мой интерес к собственному этносу - ногайцам, и спустя некоторое время убедился, что в людях это вызывает отклик, что я не ошибся. Люди старшего поколения, побывавшие на моих выставках, восприняли мои работы с большим трепетом, увидев изображения своих легендарных предков, что-то очень ценное поднялось в их душе, и мне это очень отрадно. - Я как художник могу повторить слова «красота спасёт мир». Люди должны беречь, возрождать и развивать свои национальные промыслы, искусства. Мне очень приятно, когда я вижу произведения настоящей, глубокой национальной культуры разных народов, их узоры, картины, традиции... И каждый народ, чтобы не потеряться в этом однообразии глобализации, которое нас сегодня захлестывает, должен сделать всё, чтобы эту глубину не потерять. Если народы смогут так представить друг другу свою культуру, чтобы захотелось радоваться, то и места раздорам останется меньше.


- Смотря на ваши работы, я вижу очень отчётливый след истории, а ещё веру в чудо и в волшебство. Оказал ли какой-то определённый стиль или определённый художник особенное влияние на Ваше творчество?
Жизнь. Все началось с вопросов самому себе. Что и для чего в этой жизни. Явление смерти и рождения. Ответами были зарисовки. Так я наладил диалог с самим собой и по мере развития творчества, по мере возникновения образов на холсте приходили ответы на вопросы, приходило осознание того кто я и что я… А особенное влияние на творчество оказала Ногайская культура, которая очень богата, и мне представилась возможность обогатить её при помощи моего творчества. Для меня честь быть ногайцем. Я очень люблю свой дом – Дагестан. То прекрасное место, где я рос. В Дагестане у меня очень много друзей, в Дагестане живут мои родные. Кавказ в моём сердце навсегда и он вдохновляет!


-  Есть ли у вас мечта написать что-то особенное, свою картину-миссию, послание и какой она должна быть? Ведь у художников часто бывает так, что есть картина, по которой его узнают, например у Да Винчи Мона Лиза, у Ван Гога его Подсолнухи…
Если честно, ещё не определился, но знаю одно, чего точно хочу, именно в своей технике написать на огромном полотне. А ещё хочу рисовать от души и для души, как рисовали все настоящие художники. Мне очень нравится творчество таких гениев, как Леонардо Да Винчи и Микеланджело. Сравнивать себя с кем-то из них неправильно. Они гении, их талант был проверен веками, а я ещё только в начале своего пути и это вдохновляет. 
А вообще хочу мира во всём мире, чтобы не было взаимной розни между народами.


- Как вы думаете, художник одухотворяет предметы, которые пишет? Как это проявляется и что нужно вложить, чтобы получить этот эффект?
Желание, любовь и вера в свое дело, именно делать это с душой, не для денег, без лишних мыслей, в чистом виде, как есть. Любить каждый штрих, каждый мазок.


- Отдельные предметы, черты на Ваших работах часто как будто светятся изнутри: за счёт чего достигается такой эффект? Вы используете специальную технику или это нечто сакральное?
Я использую все что вокруг, все техники, чтобы достичь результата. Главное экспериментировать, делать ошибки, чтобы понять суть вещей.


- Я часто вижу в ваших работах черты великих времён, черты Чингиз-хана… Как вы относитесь к тем временам, истории и возможно ли искусством показать память, показать подлинную историю?
Я верю что так и есть, ведь для этого и существуют художники чтобы передать дух того времени. Моё искреннее отношение к прошлому, оно праведное, люди жили в Благородстве, в Вере, достоинстве, чести, и Любви. 


- Я думаю, что для того, чтоб творить, нужно не только чувствовать и трудиться, но и верить. Вы верующий человек и что для вас Высшая сила, какая она?
Без Веры невозможно творить, Вера нужна и для жизни. Главное чтобы ваша вера не вредила вашему окружению. И ещё, я думаю, что присутствие совести – это присутствие Бога и наша вера в себя и мир.


- Расскажите подробнее о ваших работах, технике и выборе её, как рождаются образы и где берётся вдохновение?
Вдохновение можно взять отовсюду, они везде. Но в начале моего пути это были образы Великих людей, людей изменивших ход истории. Что ещё? Меня вдохновляют простые люди и их поступки. Я люблю историю, и большинство моих картин нарисованы в стиле исторической графики. Героизм, патриотизм, честность и благородство, жертвенность, отвага, загадка - вот некоторое, что меня вдохновляет.
Что же касается техники написания картин, – это графика и она сама выбрала меня. Учителя говорили, что рисунок точит характер, делает человека твёрдым, более рациональным, я видел это и это мне нравилось. Меня называли мастером карандаша, я старался не использовать ластик принципиально. Позже уже перешел к писанию тушью. Относительно других направлений изобразительного искусства, графика менее популярна среди художников, хотя мне всегда было непонятно почему. Мне нравится вырисовывать линии, штриховать. Я рисую рапидографом, который заполнен тушью. Тут нельзя ошибаться, тушь моментально впитывается в бумагу и уже нельзя исправить ничего. Интересен более сам процесс, нежели конечный результат. Когда я пишу, я живу одной жизнью с персонажами, и всегда печально, когда наше знакомство и общение заканчивается.


- Как происходит сам рабочий процесс?
В первую очередь в голове возникает образ, позже возникает всё в той же голове эскиз, расстановки, после делаю эскиз в карандаше, в концовке на полотне. В среднем на работу уходит 4-6 недель сконцентрированного труда. Сначала я убеждаюсь в том, что я хочу нарисовать. Говорю так, потому что сюжетов для картин у меня много в голове, но вот тот самый сначала должен родиться ментально. Я читаю много исторических книг, статей, летописей. Просматриваю видеоматериалы, хожу в музей, если предоставляется такая возможность. Так было с картиной «Золотой человек». Я был в музее города Астаны и своими глазами изучал доспехи, его историю и снаряжение в целом. После долгого и не торопливого анализа, в моём воображении появляется определенный образ, который я и переношу на холст, набрасывая эскиз. Далее начинается самое любимое и тонкое, работа изографом.
А бывает и довольно быстро, например, увидел поступок человека, и вдруг нарисовал его в образе Невского. По-разному бывает, в зависимости от состояния души, то как она тонко воспринимает то или иное действие, чем острее тем быстрее. 


– У Вас есть серия работ «Герои времени». И все Ваши герои, независимо от их исторической принадлежности, изображены физически сильными людьми. Этот мир принадлежит сильным людям? Вы воспеваете только физическую силу или есть нечто главнее?
– Серия работ «Герои времени» отражает важнейших исторических личностей, которые оставили свой след в истории. Конечно, этот мир принадлежит сильным. Мы живём в такое время, где именно сильные люди добиваются своих целей. И тут необязательно быть сильным только физически, намного важнее быть сильным духовно. Мышцы есть мышцы, но духовность превыше всего. Герои моих работ – это люди, жившие в X-XVIII веках, это время ручного труда. Люди много трудились и работали вручную, отсюда и их развитое телосложение, но стали они великими не мышцами, а силой Духа, своими талантами, умением вдохновлять других и вести их за собой. Одной физической силой людей не привлечёшь и не удержишь, люди идут за тобой лишь тогда, когда верят, чувствуют, что ты идёшь туда, где они могут тоже раскрыться – так твориться история, цивилизация.


- Прочитала ваше эссе о Родине и дочери, оно стало заглавной темой к этому интервью. Понравилось. А что для вас вообще понятие Родина, какая связь и важна ли она в эпоху глобализма?
Миру мир. Родина она везде и одна,  везде одна земля. В эпоху глобализма необходимо объединиться людям, подумать, что мы оставим детям, какие условия мы создадим. Если будет порядок в семье, то порядок и мир будет и вокруг. Всё начинается с каждого из нас, всё начинается в наших семьях, если мы не можем близких осчастливить, принести им радость, о какой глобальной работе можно говорить? Учиться быть людьми – вот она цель, вот она настоящая любовь к Родине.
Я знаю, что все мы живём в мире, полном стереотипов, одним из которых является стереотип о моей Родине: «На Кавказе живёт дикий народ». Конечно же, это не так, это как раз тот стереотип, который ещё долго будет царить в головах людей, и его нужно разрушить. Я считаю, что именно развитием культуры, её обменом, консолидацией народов, проведением всевозможных форумов, выставок можно добиться разрушения этого «затёртого» стереотипа.


- Существует ещё один стереотип о том, что творческие люди одиноки и для творчества нужно уединение. Так ли это, ведь у вас отличная семья…
Да, это стереотип, все разные и всё индивидуально. А возник он, я думаю, из-за того, что в основном художнику не одиноко с самим собой,  художник в большинстве своём – это самодостаточная личность. Здесь важно держаться середины и уметь так раскрыть и заполнить сердце, чтобы хватило на всех, нужно богатство сердечное, щедрое и гибкое и, конечно же, важно понимание семьи, близких людей, с которыми можно и не говорить словами, а просто чувствовать и быть рядом…


- Вы часто ездите по миру, как воспринимаю ваше творчество в разных странах, что видят, возникают ли вопросы и то, что вы и не предполагали в работе?
Везде мое творчество воспринимают по-разному. С трепетом и восхищением воспринимают то чего мало в той или иной Республике или в Стране, больше всего везде восхищает одно, сложность и детальность графики.


- Как Вы думаете, какое влияние искусство оказывает на современное общество и тенденции его развития?
Воспитание, самосознание, культура и искусство рождает в человеке многое: разборчивость, вкус, но самое главное Веру, человек учится разбираться в себе, без искусства невозможно изучить например религию, ведь Религия это понимание и осознание красоты мира, всех его творений.
А ещё при помощи искусство можно вновь возродить правдивую историю, не политизированную, а настоящую, глубинную. Ведь «Не зная своей истории, невозможно построить будущего», это очень важно, эта ключевая цитата в философии моего искусства. Именно при помощи моего творчества, используя сложнейшую технику, сюжет и эпичность, я собираюсь привлечь внимание людей, тем самым заинтересовывая их в изучении истории и понимании культуры. Моя цель – возрождение мировой истории. Герои моих картин не только представители ногайской культуры, но и славяне, исторические личности Азии и другие.


- Какая ваша истина?
Путь к правде. А ещё всячески стараться поддерживать своих друзей творчеством и не только, и оправдывать надежды родных и близких. И, естественно, своего народа. Вкладывать в труд и творчество Душу, ведь если нет Души в вещах, то это выглядит серо. Каждый обязан оставить след для будущего поколения, не думаю, что Всевышний нас создал для банальной жизни.


- Что бы вы пожелали нашим читателям и тем, кто хочет выйти на стезю творчества?
Трудолюбия, усидчивости, Веры и Любви. Всегда учитесь чему-то новому, ломайте старую модель, экспериментируйте, не надейтесь ни на кого. И помните слова Да Винчи: «Любое препятствие преодолевается верой и трудом».
Хотелось сказать многое, но решил, что каждый найдет своё в работе.)))). 
Каждый принесёт своё и унесёт своё в жизни. Никогда не знаешь, что в голове у другого, ибо слова тоже умирают. Надо лишь оставить знак, предложение в виде образа…что-то хорошее, вдохновляющее…
 
Из досье редакции:
Койлакаев Алибек Баймуратович – исторический художник-график, дизайнер одежды, книжный иллюстратор, родился 23 мая 1982 года в административном центре Ногайского района Дагестана. Закончил училище Имени Джемала 1997, получил диплом мастера резьбы по дереву. Продолжил обучение в Государственном Университете Культуры и Искусств в Академии Художеств города Краснодар. Учиться и самосовершенствуется до сих пор.
Художник разработал свою собственную технику, путём кропотливой работы, учебы и многих лет тренировок. При написании картин Алибек использует тушь и перо.
С 2013 - 2016 работал в городе Астана, Республика Казахстан. 
Знаменитые выставки художника: «Герои Времени» в Махачкале; «Искусство Вчера. Сегодня. Завтра» в  Астане, «Ногай Эл» в Мемориальном комплексе Славы имени А.А.Кадырова в Грозном, а также в Москве, Санкт-Петербурге, Пятигорске, в Стамбуле и Анкаре.

Костылева Наталья

журнал "Стена"
 

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos | Теги: Алибек Койлакаев
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]