Всё, что задумано мною, - свершится!
Всё, что назначено Богом, - случится!
И грусть, и любовь,
И падение, и взлёт,
Два шага назад, но четыре – вперёд!
/Из эпиграфа к выставке/
Творчество для творческого человека зачастую - не самоцель, а попытка понять самого себя, рассказать о том, что важно, ценно, поделиться тем, что человек считает прекрасным или ужасным. В разговорах о высоком через творчество, всегда есть зритель, читатель, слушатель – эти люди становятся собеседниками: поэтому любой монолог творчества – это диалог! И это – главное.
Интересно в одном из интервью подметил Стив Джобс: «Когда вы спрашиваете творческого человека о том, как ему удалось что-либо сделать, он чувствует себя немного виноватым, потому что на самом деле он ничего специально не делал, он просто увидел, почувствовал это. Это кажется ему очевидным». – так и есть, общение и интервью каждый раз доказывают это и всё же… Наш интерес к творческим людям и их работам выливается в слова и вопросы, которые дают ещё большее понимание великому дару под названием искусство и творчество. В этот раз мы встретились с Михаилом Заворотним, художником-графиком, рисующим глубокие и философские картины.
- Впервые увидела ваши работы на Арт-причале в Киеве, вы представляли свою выставку «Душа полна тобою» и тогда мне запомнились слова из эпиграфа выставки «Два шага назад, но четыре вперёд!». Что это для вас означает и как влияет на познание себя и на творчество?
- Моё творчество - это стремление к самосовершенствованию, совершенству и ясности передаваемой мысли. Оттачивание техники, как инструмента передачи моего, скажем так, "духовного посыла", является одной из приоритетных задач. Огрехи и неопытность в технике, часто могут загубить интересную в плане замысла работу, и отбросить тебя на два шага назад. Но приобретенный опыт впоследствии поможет уйти на целых четыре шага вперёд. То же и в духовном плане. Никогда не стоит отчаиваться, ведь процесс самопознания бесконечен и состоит из взлетов и падений, труда и ежедневного обучения. Если кто-то думает, что талант и дар – это всё для художника или музыканта, то это не совсем так – это лишь фундамент, остальное всё – труд, который и превращает мысли, чувства, самопознание в искусство.
- Вы один из представителей искусства, где ярко выражено со-творчество, мужское и женское начало. Как вам удаётся так органично вплетать изобразительное искусство и поэзию друг в друга?
- Я думаю, искусство, не являющееся рабой сиюминутной моды и претендующее на чистоту и честность заключённой в нём мысли, имеет единый исток, как в поэзии, так и в картинах. А мужское и женское начало - часть любого произведения, часть каждого из нас, как составляющие единой гармонии Жизни. И чем органичнее переплетены эти два начала - тем интереснее произведение зрителю, ведь искусство – это, пожалуй, наиболее ценная и разнообразная форма познания человеческой души, как частицы Вселенной. Всё, что нужно - быть открытым, осознавать те импульсы и внутренние толчки, которые мотивируют именно вас. Нужно просто держать канал открытым, быть открытым…
- Если подходить к творчеству глубинно, то во все времена считалось, что это и есть ключ к познанию себя и Человека вообще. Что вы об этом думаете, и чем для вас является творчество и не только своё?
- С некоторых пор творчество является для меня самым искренним и ясным выражением мира заключённого внутри меня. Постоянная внутренняя духовная работа мысли рождает образы и настроения, которые находят отражение в картинах. Вообще я считаю, что искусство не врёт. По картине художника, произведению поэта или композитора можно сказать много не только о переживаниях автора, но и о его искренности, о нём самом. К сожалению теперь много авторов лишь "играющих в искусство" и тем самым компрометирующих его. Хотя, не наше дело - определять, насколько хороша или ценна творческая работа, или насколько сравнима с другими, цель самого творчества – творчество, процесс и та жизненная сила, энергия, которая приходит в действие через вас, и только вы можете должным образом выразить её во всей её неповторимости. Если же человек блокирует эту творческую силу, которая дана каждому из нас при рождении, никакой другой посредник не сможет передать её так, как это можете вы, и она будет утеряна навсегда. Это я к тому, что творчество раскрывает нас, даёт возможность познавать и делает нас Людьми.
- Расскажите свою историю, историю рождения художника Михаила Заворотнего?
- Художник Михаил Заворотний ещё в процессе рождения и становления. Одну из ключевых ролей в обретении веры в себя как в художника сыграла, конечно же, моя любимая Муза, жена. Её любовь и внутренняя духовная сила открыли мне очень много, в том числе, как для художника.
Мои работы только начинают рассказывать мою историю. Это как благословенное волнение, которое побуждает нас двигаться дальше и делает нас более живыми, чем кто-либо ещё.
- Как рождаются образы для ваших картин?
- Символические образы моих картин - это результат внутреннего диалога, предложения вопросов зрителю. Как именно они рождаются - я не знаю. Иногда тема, поднятая в увлекательной беседе с интересным человеком не даёт покоя. И со временем мысль о ней обретает конкретные очертания. Весь мир, каждый человек полон вопросов и загадок. Нужно уметь услышать их, просто у каждого свой метод познания и диалога, у кого-то звуками, у кого-то красками, у кого-то графическими образами. В некотором смысле все мы Творцы, и наша жизнь становится главным произведением.
- Картина – это маленькая история. У вас в картинах не только истории, но целая философская система с символами и посланиями. Откуда черпаете это видение мира и что хотите сказать миру?
- Видение мира - это наше личное отношение ко всему, что происходит с нами. Правильно воспринятые жизненные уроки, желание слышать других людей и учиться воспринимать все краски мира, в котором ты живёшь и частью которого являешься, формируют восприятие мира. Касательно того, что я хочу поведать миру... Наверное, я хочу предложить человеку заглянуть в себя, спровоцировать той или иной картиной жизненный смысловой вопрос. Чем ближе человек подойдёт к ответу на заданный вопрос, тем больше он узнает о себе. Творчески рассказывать, пожалуй, можно обо всём. Всё стоит слов Художника, и каждый стоит слова.
- Есть ли любимая работа и если да, то почему?
- Есть такая. Эта работа помогла мне поверить в то, что если я буду работать над собой, то смогу стать не только слушателем, но и хорошим, интересным рассказчиком. Эту работу мало кто видел, да и названия у неё, как такового нет. Для меня главным стала не подсознательная мысль или желание, которое я вложил в эту работу, а то ощущение, которое она дала мне взамен.
- Жизненное кредо Михаила Заворотнего?
- Жизненное кредо... Вы знаете, я понял, что в жизни очень важно найти свой путь. И если уж с вами случилось такое счастье, то этой тропой надо следовать храбро, никуда не сворачивая. Поэтому, если вместить мысль в одну красивую фразу, то можно так: "Переосмысливай свой путь, но никогда не изменяй ему".
- В ваших работах часто прослеживается эллинская мифология. Изучаете мифы?
- Нет, не изучаю, скорее интересуюсь. Романтика некоторых мифов и персонажей иногда импонирует художественным образам моих работ. Так они и появляются то тут, то там. Просто творчество требует способности видеть, понимать и чувствовать одновременно десятки форм, текстур, эмоций, ежедневно развиваться и познавать – тогда работы становятся многогранными, и ты можешь воссоздать то, что чувствуешь. Чем образованнее человек, тем больше у него инструментов для передачи.
- А Седой Сатир как родился?
- Как раз так и родился. Образ этот не выдуманный, и принадлежит вполне реальному человеку, обаяние и весёлость которого и привели к этой симпатичной аллегории.
- Расскажите о вашей работе «Кто я?». Как родилась, что чувствуете в ней и нашли ли собственный ответ на вопрос «Кто вы?».
- Да, я помню, что Вам больше всего понравилась именно эта работа. Предполагаю, что и Вы задаёте себе тот же вопрос. С идеей этой работы я носился не один год, но, видимо, её время пришло только сейчас. Противоборство внутренних душевных сил, метание из одной крайности в другую, неспособность решить внутренний конфликт и примирить свои "я", подчас ввергают в уныние и ставят перед вечным вопросом - "Кто я?". Наверное, мы никогда до конца не сможем ответить себе, где же кроется наше истинное "я". Так, что пока наш удел - поиск.
- Выбор техники написания картин случаен или это осознанный выбор?
- Выбор техники был сделан с полной ответственностью – это графика. Я работаю над повышением уровня выполнения работ в этой технике, пробую разные приемы, стараюсь саморазвиваться. Я убеждён в том, что художнику необходимо постоянно испытывать стремление к самообновлению; в известном смысле даже традиция – это только обратная сторона новаторства, поскольку понятию традиции отнюдь не чужда эволюция. Ведь именно эволюция и создаёт неповторимость каждого отдельного художника: интересен тот путь, который пройден им одним и который другим повторён быть не может.
- Что вдохновляет Михаила Заворотнего, кроме, конечно, любви и Женщины? ;)
- Как я уже говорил ранее, вдохновить Михаила Заворотнего, помимо любви и женщины, может практически всё. Стиль, в котором я работаю, даёт свободу мысли и позволяет вдохновению найти меня где и когда угодно. А вообще, что угодно может послужить катализатором. Интересные встречи, путешествия, разнообразная музыка, приятная медитация в полупустой французской кондитерской и т.д. и т.д.
- Есть художники-графики, которые стали для вас учителями или вдохновили на свершения?
- Насчёт художников меня вдохновляющих, то я открываю для себя всё больше и больше потрясающих мастеров. Пожалуй, одно из самых ярких впечатлений - это гравюры Гюстава Доре и Юлиуса Карольсфельда. Мне также очень нравятся работы современных корифеев, таких как Денис Чернов, Николай Муравский, Надежда Рычок, иллюстрации Владислава Ерка…
- Саморазвитие важно для творчества и его наполненности? Как оно влияет на вас?
- Саморазвитие - неотъемлемая часть творчества. Без него талант в художнике иссыхает и теряет силы. Вследствие чего перестаёт так остро чувствоваться зрителем каждая последующая работа, лишённая этого внутреннего огня, стремления достичь недосягаемого совершенства. А ещё саморазвитие даёт нам возможность осознанности и зрелости взгляда на многие повседневные вещи и от этого рождается искреннее творчество, которое не оглядывается на толпу критиков и почитателей, а просто творит, созидает, живёт.
- Есть та Высшая Сила, которая подвигает вас смотреть на мир глазами не только человека в физическом смысле, но созерцать мир? Вы духовный человек и что ищите в Жизни?
- Сложный вопрос. Я думаю, вера в Высшую Силу, которая движет тобой, это больше, чем вера в себя. Каждый новый день предлагает вам новые вопросы и далеко не всегда эти вопросы насущного характера. Порой складывающиеся обстоятельства заставляют тебя, на какое-то время отрешиться от мира, так сказать, "костного" и на многое взглянуть иначе. А в жизни я, наверное, ищу новые, интересные вопросы, которыми мог бы с вами поделиться
- Что бы вы пожелали нашим читателям и начинающим художникам?
- Читателям, да и всем нам я пожелаю почаще приобщаться к прекрасному, а так же неустанно воспитывать хороший художественный вкус. Воспитывать его, прежде всего, на классиках. А там глядишь, и мир начнёт восприниматься по-иному.
Беседовала Костылева Наталья
журнал "Стена"
|