Головна » 2021 » Грудень » 28 » Народная живопись. Передвижная выставка Петриковки
07:20
Народная живопись. Передвижная выставка Петриковки

27 декабря 2021 года зафинишировали в Броварах в Свитлице Шевченка ещё один этап Передвижной выставки картин, написанных 10-тью художницами в стиле Петриковки, экскурсию провела наша сотворческая подруга и соратница-Передвижник 21 века Dora Wald. Выставка уже собирается к новым высотам и отправляется в Яготин, и официально откроется 5 января 2022 года. 

Петриковка, как и Хохлома - это народное искусство, называемое ещё промысел, вот уж где воплощена широкая Душа Руси-матушки, от Карпатских гор до самых северных широт и Урала. До сих пор археологи-историки находят подтверждения красоты наших деревень-сёл, городищ, где каждый дом украшен, каждое изделие посуды, как произведение искусства из музея, а печи - это вообще отдельная тема. Удивительно и радостно, что все краски Петриковки, как прозвали этот вид народного искусства (из-за того, что популяризация случилась в селе Днепропетровской области, хотя искусство выходило за его границы, но как и многое в истории, всё условно в названиях)  добывались из знакомых с детства трав, листьев, ягод и цветов, умельцы народные вываривали их особым способом, например, красный цвет - из вишнёвого сока, более насыщенные из свеклы (буряка), зелёный - из пырея и листьев паслёна, синий - из цветков подснежников. Разные оттенки жёлтого - из лепестков подсолнуха, луковой шелухи и коры яблоневых побегов.  Краски разводили на яичном желтке и молоке, а закрепляли вишнёвым клеем или свекольным сахаром. Традиционные цвета для Петриковки – зелень листьев и красные оттенки цветов и ягод, а вспомогательные – желтый, бордовый и оранжевый, а для Хохломы преобладающими цветами является красный, черный и золотой. 

Как видите, никакой вредной химии - одни знания и полезности, к чему и нам пора вернуться в своих домах, где растут дети.

В Петриковской росписи преобладает, конечно же, растительный орнамент, но немало мастеров, кроме того, изображают также рыб и разных птиц, как реальных, так и сказочных (петушков, жар-птиц и др.). На выставке "Рождественские узоры" мы встретили даже морских жителей - осьминожек сказочных)))). Петриковская декоративная роспись – одно из уникальных проявлений украинской художественной культуры. Легенда гласит, что что Петриковская роспись зародилась на побеленной стене хаты-мазанки славного казака Петрика в Украине. На его честь и название – «Петриковская роспись». Поэтому многие фильмы о казаках и особенно по мотивам произведений Гоголя украшены народными узорами Петриковки, не верите? Посмотрите старый красивый фильм "Ночь перед Рождеством"))).

Что касается хохломы, то такая роспись возникла, как считают исследователи, в ХVII столетии в Нижнем Новгороде. Легенда гласит, что много лет тому назад жил в лесу, на берегу реки человек. И умел он делать деревянные ложки, чашки и другую кухонную утварь с необычайно красивой раскраской. Казалось, что деревянная посуда сделана из чистого золота. Про это узнал царь и приказал солдатам привести к нему этого человека. Но солдаты, сколько не искали, не смогли разыскать чудо-мастера, он будто сквозь землю провалился. Но прежде чем исчезнуть, мастер научил местных крестьян делать свою чудо-посуду. И в каждом домике деревни засверкала золотая посуда. Много расписной посуды крестьяне начали вывозить на продажу в село Хохлома. Отсюда и название “золотая хохлома”.

Кстати, на основе Петриковки уже позднее возникла и Киевская декоративная роспись, ею украшаю сегодня посуду в народническом стиле, да и на Андреевском сувениры можно с ней встретить.

Культура народа древняя, уходящая корнями в глубины истории земли-матушки, эта культура сугубо народная, национальная, воплотившая духовное богатство и творческую щедрость народа. Именно здесь, видя красоту и гармонию души и Природы понимаешь, как же далеко сегодняшняя действительность ушла от Радости и настоящей жизни, поэтому так важны такие выставки, они напоминают нам об истинном и призывают пробудиться.

Попробовали мы и сами создать в стиле Петриковки расписную ёлочную игрушку. Интересная работа и не так проста, как кажется, ведь технически это не просто рисование растительного орнамента, это ещё и правильное приложение кисти с краской, округлость форм и даже использование кошачки - это кисточка, где ворсинки - это маленький пучок кошачей шерсти, которой котик делится)))). В общем, ушли мы с финисажа выставки с подарками!

Из досье редакции:

В декабре 2013 года организация ЮНЕСКО включила Петриковскую роспись в перечень нематериального культурного наследия человечества. 600 экспертов из 95 стран мира отдали свои голоса на сессии Межправительственного комитета по охране нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Для тех, кто не знает, в основе ЮНЕСКО лежит Пакт Николая Рериха, который, видя, как войны разрушают культурное наследие народа, предложил объединиться всему миру и охранять Культуру от вандализма. Правда, принятая в 1954 году на основании Пакта Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта не восприняла его основную идею о приоритете культуры и оставила главной доминантой «военную необходимость», у которой нет точного юридического определения.

После принятия решения организацией ЮНЕСКО художников Петриковской росписи постоянно приглашают на международные мероприятия. Мастера Петриковки, начиная с 2013 года, уже успели представить украинское достояние в Греции, Латвии, Грузии и даже Китае. Ежегодно в Петриковке при поддержке областного совета происходит масштабный этно-фестиваль «Петриківський дивоцвіт», который ежегодно собирает сотни профессионалов росписи и десятки тысяч гостей из разных уголков страны. Здесь уже успели установить много рекордов Украины: самый длинный забор, деревянная ложка, панно, картина - все украшенные Петриковской росписью.

12 июля 2022 года в День святых Петра и Павла исполнится 250 лет посёлку Петриковка. А 26 октября 2021 года отпраздновали 30-ю годовщину создания Центра народного искусства «Петриковка». Во времена СССР Петриковский орнамент занимал особенное место и изделия, украшенные таким орнаментом распространялись по всему Союзу, до сих пор можно на антикварных салонах и торгах встретить тарелки, броши. шкатулки тех времён, которые особенно ценятся коллекционерами. Потом всё заглохло, а теперь снова возрождается, что радует. Надеемся, что и в Василькове возродится керамика, также, как и Петриковка, известная по всему миру и имеющая своё особенное лицо. И этому предвестником был труд энтузиастов, человеческих сердец, о которых сегодня мало помнят, но о которых мы хотим сказать.

Дора Вальд о Петриковке и Передвижной выставке:

Сразу после революции 1917 года всё народно-националь-самобытное на волне либеральных реформ прозвали «бабским искусством», впрочем, так говаривал и критик народников Белинский, но нашёлся энтузиаст - Панко Фёдор Савич. В довоенные времена он практически принял эстафету известных мастеров старшего поколения - берегини темы росписи Паты Т.А., мастериц Белоконь Н.А., Пылыпенко О.У. Подлинный новатор по духу подачи новых композиций и тематики, и что особенно значило – с использованием новых материалов, в сравнении с традиционными возможностями растительных красок, Панко разработал подлаковаую роспись по дереву, роспись интерьера, составление композиций из колирных керамических плиток с использованием современных технологий обжига.
Фёдор Савич – талантливый организатор и главный художник фабрики подлаковой розписи «Дружба» в послевоенное время, который не только зберег народное искусство родного края от забвения, но развил и внедрил петриковскую роспись в быт и культуру населения, вывел продукцию петриковских мастеров на экспорт. В том же далеком 1958 году он добился открытия в Петриковке детской художественной школы, в которой научил сотни детей мастерству петриковской росписи, приняв из рук Паты Т.А. эстафету обучения молодых талантов края. Одаренный учитель и художник, получив базовые навыки, всем своим духовным содержанием и генным талантом украинской души развил петриковскую роспись до признания ее искусством в сотнях своих самых различных композиций.
Федор Савич Панко отобразил особую национальную любовь украинцев к родной земле, к ее живописному растительному и животному миру, он создал сотни работ, имеющих уровень национальных шедевров и по сути духовного выражения, и по уровню художественной подачи.
Гениальность его работ в том, что он смог таким простым лаконизмом приемов, с таким оптимизмом повествуемого - достигать высшего эмоционального результата радости, глубины и человечности. Свою любовь и уважение учителям и односельчанам Фёдор Савич выразил в своих работах – панно Пата Т.А. 1983г., панно Сластион С.Г. 1983г., панно Статыва А.Ф., панно Сорока Л.Л. 1978г., панно Захарченко Е.О. и других. С 1970 г. Панко Ф.С. – организатор и руководитель экспериментального цеха Петриковской росписи Днепропетровского художественно-производственного комбината в Петриковке от Союза художников Украины и СССР. Экспериментальный цех Петриковской росписи при Союзе художников Украины под руководством Федора Панко стал революционным в раскрытии творческого потенциала и возможностей народных мастеров Петриковки. Как видите, из уст в уста передавались традиции, поэтому живут и передаются дальше и сегодня! 

Отзывы от наших друзей и соратников смотрите в видеосюжете

Спасибо и Благодарим всех художниц и Дору Вальд за подвижничество и популяризацию народных промыслов, за энтузиазм и труд, за дружбу и соратничество. До новых встреч))). Ура!

Мы рады, что теперь в нашем сотворческом Союзе есть и Петриковка! Критерием каждой выставки Передвижников 21 века является Красота и глубина, знание предмета и изучение его, ведь именно Культура утверждается в сердце народа и создаёт стремление к строительству.

Говоря о значении Товарищества Передвижников в наши дни, следует учесть, что до его появления вся выставочная деятельность преимущественно сосредоточена в Киеве, в частных галереях и музеях, в Обществе художников Украины, и устраиваемые ими выставки в подавляющем большинстве своём недоступны широкой публике регионов, да и сми мало освещает эти мероприятия в связи с политизацией и криминальной направленностью новостей. А регионы Украины, маленькие города вообще далеки от искусства. А ведь это основа основ воспитания и образования человека и общества. Не зря удивительный художник-философ и мыслитель-путешественник Николай Константинович Рерих писал: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство — для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата «священного источника». Свет искусства озарит бесчисленные сердца новой любовью. Сперва бессознательно придёт это чувство, но после оно очистит всё человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем...».

За фото благодарим Рубена Аскарова.

Автор: Наталья Костылева

Категория: Живопись | Добавил: golos | Теги: хохлома, петриковка, юбилей петриковки, петриковская роспись, різдвяні візерунки бровари, дора вальд, передвижники 21 века. новости брова, народный промысел, Журнал Стена, культура народа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]