Уверен, что любой музыкант передаёт вибрации собственной души через нервные окончания на кончиках пальцев. Сначала – инструменту, а потом – аудитории. И если музыкант — недобрый человек, хорошей музыки не получится.
Джаван Зейналлы
Этот эпиграф джазового композитора и музыканта мы напомнили неспроста, ведь слушая музыку, все мы по-разному реагируем на те, или иные звуки, некоторые из них вызывают в наших душах трепет и давно забытые воспоминания, некоторые наворачивают слёзы на глаза, некоторые отворачивают, а некоторые окрыляют. От чего это зависит? От музыканта, от его энергий, его глубины, ведь он тоже инструмент, который дарит миру звук гармонии и как настроен этот инструмент, так и звучит, ведь музыка – это особый мир.
Слушая музыку Натальи Лебедевой чувствуешь разное, но всегда глубокое, именно эти чувства подвигли нас узнать о ней больше, ведь человек создаёт и передаёт настоящее только тогда, когда владеет этими качествами сам…
- Наташа, расскажите про Ваш творческий путь, как всё начиналось? Ваши первые музыкальные шаги… какими они были?... первый музыкальный опыт? Как и когда Вы нашли себя? Кто помог?
- Музыкой, игрой на фортепиано я начала заниматься в детстве. Сперва меня отдали на частные уроки, на которых мне рассказали про "яблочко" в руках и о многом другом, о чём уже не осталось в памяти и следа. Частные уроки подошли к завершению, когда стало ясно, что сложность задаваемых мне музыкальных произведений создала некий критический уровень, на котором следует притормозить. Да и с материальной стороны всё было непросто. И тогда я оказалась в детских музыкальных школах, а их было несколько - начался период "миграции". Из одних школ родителей мягко просили меня "забрать", а из других я просилась сама. Это был непростой, но забавный период. И если в очень раннем детстве я сильно желала играть на пианино, то в среднем школьном возрасте желание убывало в геометрической прогрессии. Было скучно. Всё закончилось весьма стандартно - по окончании положенного срока обучения закрылась крышка пианино на несколько лет.
Затем был весёлый и беззаботный гуманитарный вуз, началась работа и глобальная тоска человека, которого не греет то, чем он занимается. И тут друзья подсовывают без всякой особой цели пластинки послушать. Это был какой-то польский джаз, а также Элла Фитцджеральд, Майлс Дэвис, Милт Джексон, Билли Холидей. Мне понравилась музыка, в песнях - как звучат английские слова, какое-то эмоционально неординарное настроение это всё несло, и очень непривычны были краски. Некоторые аккорды казались действительно терпкими, острыми, в этом была будоражащая красота. Я стала много слушать и доставать, где можно, записи. И в геометрической прогрессии интерес к музыке вернулся. В виде интереса и страсти к джазу. Я вернула занятия на пианино. Сперва самостоятельно, затем в вечерней музыкальной школе №1, потом в музыкальном училище им. Глиэра. Всё сначала. Так сменила профессию. Ни разу не жалею. Думаю, что как раз в моей истории работает цепочка случайностей, совпадений и интуитивных выборов, которые превращаются в некую логическую закономерность и предопределённость. Встречи с людьми, которые дали пластинки, с педагогами, которые поддержали - это было важно. Назову их: Алла Аркадьевна Саратская, Пётр Пашков, Евгений Дергунов. И многие другие. Я им очень благодарна.
- Как происходило Ваше становление как музыканта?
- Джаз для меня был привлекателен в первую очередь своей интонационностью и ритмом. Помню в самом начале всё это создавало некую интригу для восприятия. Т.е. когда слушаешь, то понимаешь, что тут содержатся некие "ключи и коды" для воспроизведения, а соответственно, - и понимания. И захватывала спонтанность, - как же получается соло? Мне очень нравилось наблюдать сам процесс, вживую. В 1987 году в Киев, во Дворец Спорта приехал проект Пэта Метини. Это, пожалуй, было самое яркое и определяющее для меня впечатление в тот временной отрезок. Я начала тогда учиться. Меня сразил саунд, сочетание звука, света, общение музыкантов во время выступления. Реакция зала. В тот день у меня был грипп и очень высокая температура, меня штормило. Концерт оказал мощный терапевтический эффект. Болезнь в страхе отступила. Помню стоящую с криками публику, такое было ликование во всём окружающем пространстве. Полный восторг вызвал Лайл Мейз. После таких концертов всегда приходит чувство лёгкости в руках, в голове толпятся созвучия, перебивая друг друга. Кажется, что вот только прикоснёшься к инструменту - и заиграешь так, как мечтается. Теперь я думаю, что в период становления джаза, когда подобные факультеты в учебных заведениях отсутствовали, как таковые, - музыканты в определённой степени гораздо органичней перенимали друг у друга язык, находясь в онлайне, - во время репетиций и игры, не изучая опубликованных школ, а воспринимая всё на слух. Теперь же нетрудно получить в пользование т.н. "джазовое ремесло". Но ещё не факт, что это будет музыка в высоком смысле слова. Я также овладевала "ремеслом". Чего греха таить - клубы, рестораны, где считалось, что джаз "is available". Кавер - группы. У меня достаточный стаж в этом смысле. В определённый момент пришло понимание неправильности происходящего. Суррогатность сыгранных нот из чужих композиций. Возникла внутренняя потребность начать писать свои. Я достаточно много слушала, жадно переписывая у всех подряд разную музыку. В Киев стали заезжать иностранцы. В частности, было много поляков. Неизгладимое впечатление оставили Лешек Морджер, Адам Перончик, Томаш Станько и пр. Я всегда сильно реагировала на европейцев. Казалось, что ментально они ближе, но космически дальше.
В Киеве стали проводиться концерты авторского джаза. Постепенно началась "движуха". Клуб "Динамо Люкс" первым, насколько я помню, принял на себя удар украинского джаза. Алексей Коган всерьёз стал вытаскивать из толпы музыкантов конкретных личностей и группы. В 1995 году мы с Андреем Арнаутовым и Аликом Фантаевым решили играть в трио. А я попробовала становиться композитором. Сейчас меня удивляет и несколько даже смущает наивность ранних опусов. Тем не менее диск мы записали, но басистом был Игорь Закус, поскольку непредсказуемый Андрей решил в очередной раз исчезнуть в Америку. С момента записи диска считаю, что начала свой творческий путь.
- Что для Вас Музыка? Какая музыка повлияла на Ваше творчество? Расскажите, пожалуйста, про Ваши музыкальные трансформации и про Ваши музыкальные проекты?
- В течение лет и лет работаю в КИМ им. Глиэра преподавателем кафедры джаза - веду класс ансамбля на нескольких курсах, а также в качестве концертмейстера у джазовых вокалистов на вокальной кафедре. В принципе, работа мне близка, но понятия "нравится" и "привыкла", пожалуй, применимы тут в пропорции 50:50. Не буду разводить ложный пафос по поводу того, сколько хорошего и достойного народа выпустилось из нашего заведения. Очевидно, что картина относительно разнообразная. Сталкиваешься и с теми, кто горит и талантлив, нужно просто не мешать развитию, и с теми, кто явно убивает время зря. С годами значительно изменился мой идеалистический взгляд на абсолютно определяющую роль педагога, и акцент сместился в сторону уверенности, что на развитие работает комплекс - ряд необходимых предметов, система обучения, окружение, тусовка, в конце концов. В нашем случае с системой хуже, чем в Европе. Потому наши сообразительные ребята успешно получают здесь "бакалавра" и затем едут в Гратц, или дальше. Там очень быстро к ним приходит правильное отношение к занятиям, к построению отношений с другими музыкантами, а также они (радость!) становятся пунктуальны. Т.е. формирование нового менталитета никто не отменял.
Другой моей профессиональной гранью стали проекты. Трио с авторской музыкой всё равно остаётся приоритетным. Но в последние годы усложнилась и уплотнилась динамика жизни, и потому сочиняю мало. Зато когда начинаю писать - яснее знаю, что хочу в результате получить, и точно знаю, чем довольна, а чем нет. С этим знанием и легче, и сложнее одновременно. С одной стороны - большая ясность мысли, с другой - кандалы анализа и контроля. С трио - на басу быстрый и гибкий интеллектуал Костя Ионенко, барабаны - брутальный эмоционал Алик Фантаев, - мы поездили в Польше, Словакии. И дома. В Словакии выпили ароматной крепкой (52°-- 82°) настойки "Tatransky Caj". Так и назвали 3й диск. Постепенно пришло понимание, насколько по-настоящему счастлив в творческом отношении джазовый музыкант. Если хочешь играть свою, внутренне близкую музыку - нет никаких ограничений. Было бы вдохновение и открытость. Есть свобода, стоит только её осознать, избавившись от условностей, амбиций, притязаний, - того, что мешает.
Последнее время жизнь заставила углубиться в проекты, которые можно охарактеризовать как отчасти "джаз кавер". Однако тут всё сложнее, чем просто кавер. Недавно записали альбом "QUESTS" секстетом по мотивам музыки Фредерика Шопена, а также существует проект "ВACH IN JAZZ", это основательные джазовые римейки произведений И.С. Баха для двух скрипок в сопровождении трио. Также есть проект "COVER Z" - инструментальные версии песен Земфиры Рамазановой. Думаю, исходя из непрозрачных политических ньюансов "COVER Z" так и не будет записан на студии. Но создавался он типичной волей случайных закономерностей, которые я упоминала выше. У меня есть давний хороший друг - журналист и креативная личность - Евгения Стрижевская, которая более пятилетки тому назад пыталась спровоцировать меня взяться за джаз кавера на рок-музыку. На её день рождения я аранжировала хит "Небо Лондона", и спустя, наверное, год, взялась за "Деньги", а впоследствии, движимая исключительно спортивным интересом, и за другие песни Земфиры. Процесс протекал по следующей схеме. Я слушала трек за треком, а потом уже в голове рождался приблизительный саунд для джазовой версии. Тот трек, который начинал внутри меня звучать в "изменённом" виде - шёл в работу. Тем же способом определилась программа переработок И.С. Баха, Ф. Шопена. Бывает, достаточно совсем небольшого фрагмента произведения, чтоб могла родиться некая джазовая идея, или звучание на стыке нескольких стилей, то, что сейчас часто называют "экспериментальная музыка". Иногда у меня получается следовать за музыкальной тканью композитора от первого и до последнего такта, а чаще случается новая композиция как бы по мотивам, опирающаяся на отдельные сегменты темы, выборочные гармонические и интонационные идеи. На самом деле чёткого рецепта нет, и любой подход может принести интересный результат.
Знаете, не могу сказать, что не было страха, предубеждения и зажима в мышцах, когда начала работать над римейками великих классиков. Но большая движущая сила - это перспективные возможности реализовать идеи, съездить с концертами, существенно сменить пейзаж. Я очень ценю поездки и думаю, мне везёт на путешествия. Несколько лет назад, в Словакии, в год двухсотлетия Шопена, на фестивале JazzNica мы играли в трио некоторые джазовые обработки произведений Ф. Шопена. Это была в буквальном смысле "проба пера". А после нас выступали относительно молодые поляки. Дуэт из группы "Soundcheck" - саксофонист и пианист. Помню, что тогда я поняла, как же интересно можно всё делать. Они подошли к аранжировкам музыки Шопена на волне смелого и современного креатива, глубоко и интеллектуально. Концерт был в соборе - и рояль звучал идеально. Мне безумно жаль, что наш удел здесь - повседневно играть на посредственных, мягко говоря, инструментах. Или клавишных синтезаторах. Но это очень больная тема, не стану о печальном.
Так вот, большой стимул для ленивых, которых сейчас, тем не менее, становится гораздо меньше, - запланировать загодя дату выступления, записи проекта, чего угодно - и делать, репетировать. Лично мне этот рецепт идёт на пользу. Я благодарна своей профессии за возможность ездить, видеть, слышать, менять привычную колею. Это создаёт ощущение движения и развития. Возвращаешься с другим вкусом на губах, метафорически выражаясь. За границей мы делали набеги на джаз клубы, даже на несколько концертов за один вечер. С Костей Ионенко и Пашей Галицким, а затем Ромой Яковчуком - в Нью Йорке. Согласитесь, что джазмены - настоящие "граждане мира", космополиты. Они с лёгкостью меняют географию пребывания, им хорошо там, где хорошо их музыке. Из поездок всегда привозила свежие идеи и большое желание что-то делать. В последнее время сидение дома, в Киеве, погружает меня в повседневность и суету. Путешествия существенно меняют человека и его мироощущение. Влияют на его внутреннее звучание. Я бы очень хотела побывать в Бразилии, тёплые чувства испытываю к музыке этой страны. Несколько лет назад мы активно играли бразильскую музыку с Лаурой Марти и музыкантами, которых она собрала. Это исключительно заводные ритмы и особые гармонические краски. Когда играешь самбу, в организме возникает яркое ощущение пружины натяжения. С сёстрами Марти мы играли и записали Армянский проект, ещё мне случилось играть Грузинский проект с Анико Долидзе и многое другое с разными музыкантами. Скажу, что с удовольствием играю различную музыку. Это как пробуешь разные блюда. Только кажется, что джаз везде одинаков. Думаю, что и страны, и города звучат по-разному. Вы никогда не примете израильтян за скандинавов. Прикол как раз в изменчивости и текучести. В ней же - настоящий источник вдохновения. Думаю, музыка отчасти нас учит жить как-то нестандартно. Слышать лучше, тоньше, чем обычные люди, переживать в разы больше эмоций. Думаю, я знаю, что такое радоваться сиюминутному. Жизнь, как и музыка, идёт только вперёд. Не помню название фильма, где герой, чтоб изменить свою жизнь, начинает следовать правилу соглашаться на любое предложение, говорить "да". Я могу это сравнить с тем, как мы играем, соглашаясь, поддерживая, понимая, идя навстречу. Стоит ценить каждый прожитый день и сыгранный аккорд. Было одно событие, которое меня заставило задуматься об этом. В 2008 году, в мае, приезжал в Москву Esbjorn Svensson со своим трио. Я купила билеты на поезд и на его концерт, пожертвовав достаточно хорошо оплачиваемым гигом. Авторитетные люди отговаривали от этого. Якобы Свенссон должен был осенью выступать в Украине. Но через 2 недели, 14 июня случилось непредвиденное и талантливого музыканта не стало. Как важно это ощущение присутствия "здесь и сейчас". Джазовая музыка учит концентрации как раз именно в этом отрезке жизни. Надо радоваться тому, что у нас есть сегодня.
- Как бы вы посоветовали человеку (пока ещё далекому от понимания музыки) музыкально развиваться? В чем Вы черпаете вдохновение?
- Относительно советов начинающим слушателям и интересующимся. Если лет 10 тому я бы немедленно вывалила длинный плейлист из знаменитых и предпочитаемых мной альбомов с восторженными комментариями, то теперь этого ни за что не сделала бы. Джаз - это такая магия, к которой можно прийти с очень разных сторон. Благо, сейчас достаточно крутых концертов и фестивалей, где можно соприкоснуться с ним. Вплоть до того что можно наобум зайти в клуб с "live jazz" и попробовать его на вкус, находясь в двух метрах от играющих. Что я могу советовать людям, которые скачут под сценой им. Эдди Рознера, снимая на смартфоны финальные такты Херби Хэнкока? И ведь они далеко не все с музыкальным образованием! Или парочке, которая перед первым рядом партера танцует безумный танец под Chick Corea Electric Band? Значит, тут секрет энергии, вибрации. Не говоря уже об эмоциях. Благодаря интернету можно методом тыка найти своё, близкое и приносящее радость. А знаете, как приятно, если ты своей музыкой кого-то сделал счастливее. Ради этого тоже стоит играть. Мы часто рефлексируем по поводу технических нюансов, стилей, аккордов, звука в мониторах, бог знает чего ещё. Иногда поздно вспоминаем, что люди приходят на концерт за Музыкой. А это понятие гораздо шире и выше. Меня когда-то учили - "даже буквально несколько нот должны быть сыграны со смыслом". Речь шла о соединении эмоции и интеллекта, о том, что воплощается в музыке.
- Часто случается так, что человек зацикливается в одной сфере деятельности и другие направления закрывает для себя, становясь однобоким. Так часто случается со спортсменами и музыкантами. А для Натальи Лебедевой существует что-то ещё кроме музыки? Книги и кино, возможно какая-то работа над внутренним развитием… Расскажите об этом
- В вопросе содержится намёк на "однобокость" с отрицательной оценкой. Вот интересно, кто именно может оценить степень однобокости человека, а также диапазон его разносторонности?
Может быть, речь идёт просто о большой сконцентрированности на профессии, на деле жизни? Некоторые виды деятельности и правда требуют такого от человека. Я лично не уверена, что серьёзный концертирующий скрипач, который занимается по 6-7 часов в день, вечерами станет играть в волейбол или ездить на собственную фирму и проверять финансовые отчёты.
Часто для музыканта как раз музыка и является огромным и бесконечным миром. И книги, и кино, и многие обычные вещи и люди помещаются и живут в этом мире в определённом иерархическом порядке. О развитии могу сказать, что это понятие для меня тождественно движению и творческой деятельности. Ты растёшь и становишься опытнее. И спустя десятки лет понимаешь, что всё ещё ничего не знаешь, потому что и музыка, и весь окружающий мир - это то, что до конца непостижимо.
- Вы говорили, что на становление личности и музыканта (в нашем случае) в педагогической практике немаловажную роль играет окружение – тусовка))). Какая тусовка Натальи Лебедевой, это только люди причастные к музыке? Как вы смотрите на изречение Сократа: «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты»?
- Музыкальная тусовка, или окружение - всего лишь один из перечисленных мной факторов, влияющих на развитие. Круг друзей и близких людей - нечто совсем другое, не тождественное профессиональному окружению. Эти два круга могут пересекаться в разных пропорциях, а могут и не совпадать вовсе. Я могу играть с определёнными людьми и ценить их профессиональные качества, но при этом жарить шашлыки за городом могу в абсолютно другой компании.
- Один пианист в интервью как-то сказал, что успех и слава – когда прошлое определяет будущее, или будущее прошлое, то есть разные причинно-следственной связи… А что для вас слава и успех, чем их измерить?
- Понятия "успех" и "слава" требуют для меня лично большого уточнения. И вызывают дискомфортное ощущение ложного пафоса. Думаю, вряд ли стоит начинать что-либо в своей жизни, руководствуясь желанием прославиться. Данные понятия для меня лично несут избитый коммерческий подтекст, и относительно музыки ассоциируются с эстрадой советского времени.
- Чтоб вы пожелали начинающим музыкантам, да и слушателям?...
- Помнить о том, что Музыка отчасти учит нас жить как-то нестандартно, раскрывает в нас хорошее. А Жизнь, как и музыка, идёт только вперёд, поэтому, даже буквально несколько нот должны быть сыграны со смыслом.
Из досье редакции:
Наталья Лебедева - известная украинская джазовая пианистка, композитор, аранжировщик, преподаватель. СМИ о ней пишут, что Наталья Лебедева на афише или обложке диска всегда вызывает ожидания – новизны и неожиданности, откровения и безупречного мастерства.
Анастасия Правдивец
Всеукраинский молодежный журнал "Стена"
№ 4 (2017) |