Я ничего не одобряю и не порицаю, у меня дел по горло, своей грязи. Если я очищу мир на маленькое пятнышко себя, миру этого хватит. Спаси себя, и хватит с тебя.
Пётр Мамонов
Бывают моменты, когда одна роль или поступок кардинально меняет представление о человеке, как будто раскрывается в нём что-то новое, доселе незамеченное. Именно поэтому появление фильма «Остров», снятого режиссёром Павлом Лунгиным, оказалось явлением удивительным, а судя по отзывам, даже сенсационным в мире кинематографа и общества русскоговорящих стран. Прежде всего, следует признать, что никто не ждал такого фильма от Павла Лунгина, известного своими умеренно постмодернистскими взглядами, сервильным настроением в отношении олигархов и убежденного либерала. Очень метко по этому поводу написал Игорь Винниченко в интернет журнале Сретенского монастыря: «Фильм «Остров» настолько расходится со всем его предшествующим творчеством, что невольно закрадываются мысли о духовном перерождении, о дороге в Дамаск, на которой всех нас ждёт Христос».
Это была попытка заглянуть вглубь веры, представить публике нового героя, не Рэмбо или гламурного мачо, поглощённого своим эгоцентризмом, но человека, ищущего путь внутрь себя, дошедшего до края и научившегося быть Человеком.
Именно здесь зритель увидел другого Петра Мамонова, сыгравшего главную роль в фильме и, который смог так правдиво сыграть истопника, старца юродивого, почитаемого монахами острова за святого. И неспроста режиссёр играть главного героя в фильме выбрал Петра Мамонова – многое прошёл этот человек, как он сам выражался неоднократно в своих интервью: «до дна дошёл, а потом осознал и изменился. Неправду говорят, что люди не меняются, меняются, если хотят, если видеть и слышать начинают…».
Павел Лунгин считает, что несмотря на звёздный состав снятого фильма, именно Мамонов, сочетая эпатажность и духовность, «взорвал картину изнутри», по задумке режиссёра с успехом совместил свою религиозность последних лет с врождённой артистической эксцентрикой. «Мамонов не столько отца Анатолия играл, сколько самого себя. - вспоминал Лунгин. - Когда мы снимали молитву, это был крайне интимный момент. Это не игра была - Пётр молился так, как молится ежедневно».
Впервые «Остров» показали на Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж», где его признали лучшим христианским фильмом года. Все члены съёмочной группы побывали на приёме у Алексия II, Пётр Мамонов тогда сказал патриарху, что если в результате просмотра фильма хотя бы один человек из десяти тысяч пойдёт к Богу, «значит, мы выполнили свою задачу».
Премьерные показы на территории России сопровождались ошеломительным успехом, лента удостоилась множества премий и наград, в том числе взяла шесть статуэток «Ника» и шесть «Золотых орлов», а Пётр Мамонов получил призы за лучшую мужскую роль этих двух кинопремий, премию «Своя колея» за вклад в возрождение православной культуры, премию «Жорж» и ещё несколько наград. После показа фильма «Остров» Петром Мамоновым заинтересовались многие люди, которые до этого вообще не знали о существовании такого артиста и его группы «Звуки Му» или не воспринимали его творчество.
О своей роли в фильме «Остров» Пётр Мамонов вспоминает следующее: Я поначалу думал, что Лунгин коммерческим стал, что Дима Дюжев – как он мог в «Бригаде» этой играть, что Виктор Сухоруков – как он может этого бандита в «Брате» играть, а когда познакомился, увидел, какие это светлые люди и какой я поганец. И Пашенька Лунгин такой оказался открытый, робкий человек, что огромная редкость для художника.
Когда же я готовился к роли, помню, как пришёл к батюшке и говорю: «Батюшка! У меня такая роль – святого старца, а я грешный такой!» А он говорит: «Что-о? Идите работать!». А ведь он прав, таланты же нельзя в землю зарывать, помните, как в притче по этому поводу сказано? Господь сказал: «Не зарывай в землю!» – значит, я обязан усовершенствовать и подарить людям то, что дано мне. Во время съёмок я старался делать всё, что мог, молился каждый день по нескольку часов, просил у Бога помощи, старался на тот момент вести как можно более чистый образ жизни по моим слабым силам…
Меня часто спрашивают о том, как мне удалось перестать пить, как я изменился?
Всё намного проще, чем кажется, ведь в жизни нет сложностей. Она проста до гениальности. Жизнь. Зачем я живу, кто я? Долгие годы я никак не отвечал на эти вопросы — бегал мимо. Был под кайфом, пил, дрался, твердил: «Я главный». А подлинный смысл жизни - любить. Это значит отдавать. Схема простейшая. Это не означает - ходить в церковь, ставить свечки и молиться. Это означает учиться быть Человеком.
Но бывают в жизни толчки, когда вдруг останавливаешься и оглядываешься на свою жизнь, вот так и у меня, жил-жил, и вдруг в 45 лет земельный участок мне – бах! – на голову свалился. Ну, долго рассказывать подробности… В общем, приехал, встал на краю, и думаю: вот здесь я буду жить! И мы сюда всей семьёй переселились: с женой, с тремя детьми. Года три-четыре тишина была. А потом как-то так получилось, что я пару зим прожил один здесь. И вот каждый день у меня одно и то же занятие: пасьянс. И ничего мне не интересно: ни дети мои любимые, ни жена моя любимая, ни работа моя любимая, ни кайфы мои любимые. Сел я и увидел, что ничего мне неинтересно, хоть в петлю! Я думаю: «Как же быть, ради чего жить вообще?». Так пусто стало! Потом думаю: дай-ка посмотрю, чего они там в церковь ходят, что-то читают, молятся? Я всё-таки русский человек, ну-ка дай-ка я гляну. Купил молитвословчик… и вдруг нашёл в нём всё, что мне надо! Я думаю: ой-ой-ой! Ну а потом, знаете, в храм зашёл, постоял. И вот я уже десять лет в Церкви. Но я сам считаю, что только-только в нулевой класс поступаю, только-только наконец-то первые шаги делаю.
А фильм «Остров»? Это о вере, но не слепой вере, не об абстрактности там всякой, а о Вере. Многое пересмотрелось, осозналось, как будто на дно ушёл, а потом вдруг так жить захотелось, оттолкнулся ногами и всплыл, вдохнул воздуха свежего, по-новому на солнышко посмотрел, людей увидел и полюбил.
Вот полковник стоит в Чечне и восемь салаг. Один с гранатой играется, чеку выдернул, вот она, граната, сейчас будет взрыв. Полковник, не долго думая, на неё бросился – его в куски, остальные все живы. Он коммунист, никогда в церковь не ходил, ни одной свечки не поставил, Богу не молился. Так вот он – христианин. Потому что нет большего подвига, чем себя отдать за другого.
А ещё, знаете, что понял, поднимаясь со дна? Что каждый встречающийся на пути человек — ангел. Он тебе помощник и встретился недаром. Он тебя или испытывает, или любит. Другого не дано.
Жизнь порой бьёт, но эти удары — лекарство. «Наказание» — от слова «наказ». А наказ — это урок, учение. Господь нас учит, как отец заботливый. Дитя рвётся, а отец держит его за руку, чтобы под трамвай не попал. Так и Бог. Искушения — это экзамен. А экзамен зачем? Чтобы его сдать. В этих испытаниях мы становимся всё чище и чище. Золото в огне жгут, чтобы оно стало чистым. Так и души наши. Мы должны переносить скорби безропотно, без вопроса «за что?». Это наш путь.
И ещё… Не имеет значения, что творит человек, искусство там или шкаф: какой он внутри, что накопил там, такие и формы будут. Если человек злость накопил, такая и форма будет, если человек старается, преодолевает какие-то гадости, тогда никуда не скроешься.
Вот, предположим, тёмная комната, войдёте со спичечкой – тьма расступается. Значит, что такое тьма? Тьма – это отсутствие света. Тьмой вы свет не затушите, правда, ведь? Значит, тьмы как таковой нет, зла как такового нет. Зло мы сами овеществляем своими поступками, своей раздражительностью и прочее.
Что ещё вам сказать? Я против этого: «наши – ваши», «свои – чужие». Вот с чего начался Гитлер. Мы – немцы, мы такие прекрасные, у нас Бетховен, почему мы живём в нищете? Всё, хватит! Адольф, сделай нам жизнь хорошую! И такое страшное случилось… И, снова некоторые на те же грабли наступают. Люди просто Евангелия не читали, где сказано – во Христе нет ни эллина, ни иудея. Путь христианства – это не религия, это поступок любви, вот когда это поймём – распри и разделения прекратяться.
Нельзя рассказать про вкус ананаса, если его не попробовать. Нельзя рассказать про то, что такое христианство, не пробуя. Попробуйте уступить, позвонить Людке, с которой не разговаривали пять лет, и сказать: «Люд, давай закончим всю эту историю: я что-то сказала не так, ты сказала... Давай в кино сходим». Вы увидите, как ночью будет хорошо! Всё возвращается во сто крат тебе, любимому, но только не тряпками, а состоянием души. Вот подлинное счастье! Но чтобы его достичь, каждую минуту надо думать, что сказать, что сделать. Это всё есть созидание.
Посмотрите, что делается вокруг: сколько хороших людей, чистых, удивительных, весёлых лиц. Если мы видим гадость - значит, она в нас. Подобное соединяется с подобным. Если я говорю: вот пошёл ворюга - значит, я сам стырил если не тысячу долларов, то гвоздь. Не осуждайте людей, взгляните на себя.
Спаси себя — и хватит с тебя. Верни Бога в себя, обрати свой взор, свои глаза не вовне, а вовнутрь. Полюби себя, а потом самолюбие преврати в любовь к ближнему — вот норма. Мы все извращенцы. Вместо того чтобы быть щедрыми - жадничаем. Живём наоборот, на голове ходим. На ноги встать — это отдать. Но если ты отдал десять тысяч долларов, а потом пожалел, подумал, что нужно было отдать пять, — твоего доброго дела, считай, и нет.
Каждую ночь я задаю себе вопрос: я прожил сегодняшний день — кому-нибудь от этого было хорошо? Вот я, знаменитый артист, рок-н-ролльщик, — и что?. Разве вам от этого хорошо? Одно из имен дьявола — «разделяющий». Внутренний дьявол внушает: ты прав, старик, давай всех построй! Я стараюсь таким не быть. Продвигаюсь в своей душевной работе каждый день. Комариными шажочками.
Не хочу ничем гордиться: ни своей ролью в фильме «Остров», ни стихами, ни песнями, — хочу с краю глядеть на всё это. Мне чудо — каждый день, у меня каждый день небо разное. А один день не похож на другой. Счастье, что стал это замечать. Я очень много пропустил, мне очень жаль. Об этом я плачу, внутренне, конечно. Могло быть всё чище и лучше. Один человек сказал: ты такие песни написал, потому что водку пил. Но я их написал не благодаря водке, а вопреки. С высоты своих 63-х лет я говорю: нельзя терять в этой жизни ни минуты, времени мало, жизнь коротка, и в ней может быть прекрасен каждый момент. Важно утром встать и убрать вокруг. Если я проснулся в дурном настроении, не портвейн пью, а говорю: «Господи, что-то мне плохо. Я надеюсь на тебя, ничего у меня не получается». Вот это движение самое важное.
Что я ещё могу сказать? Я в своей-то семье наладить жизнь не могу путём. Просто стараюсь служить там, где призван.
Вот как Гоголь сказал: «Общество слагается из единиц. И надобно, чтобы каждая единица исполнила должность свою». То есть, каким будет каждый из нас, такое и общество у нас будет. На моём выступлении как было - лица разные, и все улыбаются. Это что - какие-то избранные? Нет. Дело в каждом из нас. Если я день прожил и никому в этот день не было хорошо, значит, мимо прожил. Нужно что-нибудь мельчайшее делать. Но каждый день. Комариными шажками - в царство добра, любви, внимания.
Из досье редакции:
Пётр Николаевич Мамонов родился в Москве 14 апреля 1951 года - русский рок-музыкант, основатель музыкальной группы «Звуки Му», актёр, поэт. Является академиком премии «Золотой орёл». Снялся в таких известных фильмах, как «Игла» с Виктором Цоем в главной роли, «Такси-блюз», «Пыль», «Остров», «Царь» и многих других. Играет в театре, где выступает и режиссёром – постановщиком.
Начиная с 2008 года, Пётр Мамонов издал четыре тома сборников поэтических афоризмов «Закорючки», - это короткие изречения на тему духовности и поисков себя и мира внутри. А также является автором книг «Поэты русского рока» и «Птица Зу».
После фильма «Остров» Павел Лунгин пригласил Петра Николаевича в следующий свой фильм «Царь», сыграть роль Ивана IV Грозного, находившегося в противоречиях между властью и верой в Бога. По сюжету духовный человек митрополит Филипп II в исполнении Олега Янковского выступает против бездуховности и бесчеловечности власти, пытаясь спасти внутренний мир государя. Подобная идея пришла к режиссёру ещё во время создания «Острова», именно тогда он увидел в Петре Мамонове «зерно, которое может стать ключом к этому образу».
Помимо новой роли, опыта и переосмысления, Пётр Мамонов из фильма «Царь» вынес ещё и близкое знакомство с Олегом Янковским: «Мы с ним на съёмках фильма «Царь» сдружились. Много о жизни беседовали. Я и после его смерти с ним беседую. Молюсь: «Господи, помилуй и спаси его душу!» Вот что проходит туда - молитва. Поэтому, когда буду умирать, мне не надо роскошных дубовых гробов и цветов. Молитесь, ребята, за меня, потому что я прожил очень всякую жизнь…».
Муза Л.
журнал "Стена" №1 (2015) |