Главная » 2017 » Октябрь » 21 » Перезагрузка (17-летию со дня выхода «Матрицы» посвящается)
10:44
Перезагрузка (17-летию со дня выхода «Матрицы» посвящается)

Я могу лишь указать тебе дверь. Войти ты должен сам 
Морфеус

Творцы мифов, кем бы они ни были, первыми подошли к пониманию универсальных законов искусства - потому что умели заглянуть внутрь себя. Ведь старинные сказки и мифы - не что иное, как порождение бездонных глубин человеческого подсознания. В истории искусства можно найти много примеров, когда творец шлёт послание современникам и будущим поколениям, порой через аллегорию и метафору, а порой через зашифрованный смысл, как бы под несколькими покрывалами скрывая истину. Кинематограф, как сравнительно новое направление культуры, не исключение. Например, благодаря фильму братьев Вачовски «Матрица», вышедшему на экраны в конце прошлого тысячелетия, которому в этом году исполнилось 15 лет со дня первой трансляции. Люди, видевшие этот фильм, стали называть Матрицей жизненные коллизии и зависимость человечества от власти, политики, материального мира. Откуда же это взялось у братьев Вачовски? Как сказали сами создатели: «Кое-что из книг польского психолога Станислава Грофа, кое-что от философов и мудрецов прошлого, которыми ещё, будучи подростками, мы зачитывались и размышляли о жизни и человеке. 
Не зря же Дон Хуан Матус говорил, что мир намного больше и удивительнее, чем мы все привыкли считать, наши обычные представления о действительности созданы в соответствии с неким социальным соглашением, которое само по себе - хитрейший из трюков. Мы обучаемся видеть и понимать этот мир через призму социальных норм. Мы сами надеваем на наши глаза шоры, воздвигая условные границы «реального мира» и тут же начисто забываем обо всём, что осталось за ними. А остаётся немало. Практически – всё».
Братья Вачовски увидели многие тонкие философские моменты, которые пытались передать людям и «просветлённые» мира сего и многие великие философы. Зрители, выходя из кинотеатра после просмотра, созданного ими фильма, были слегка потрясены увиденным на экране. Помню, как мой сокурсник эмоционально говорил мне: «Оказывается, всё, что мы видим вокруг себя - не более, чем иллюзия. Компьютерная программа. Гигантская сеть интернет, игра, в которую мы ушли с головой. Мы сами дали собой управлять, погрузившись в ленивый сон…».
Разумные люди во все времена понимали это и пытались узнать: кто же мы на самом деле, где же истинная реальность? И, искренне ищущие, всегда получали ответ. В любой культуре, где бы они ни жили, они всегда могли найти ключ к Истине: мистерии Древнего Египта, эзотерические философские школы Древней Греции, учителя раннего христианства, любомудрие древней Руси, духовные наставники Индии, - все они подводили искренне ищущего к ответу: «Ты не тело, твой истинный Дом - не здесь». Так, главному герою «Матрицы» мистеру Андерсону даётся шанс стать «избранным Нео». Но выбор всегда за самим человеком - принять «синюю или красную таблетку». «Я только показываю дверь, войти должен ты сам», - говорит своему ученику духовный учитель, в фильме этим учителем стал таинственный Морфеус.
Влияние киноискусства на человека велико, ведь действие видеоряда с каким-либо событием на сознание значительно больше, чем это событие передать с помощью только слов. Не зря же в детстве родители нам говорили, чтобы мы не смотрели на ночь ужасы. Действие кино на человека может быть как положительным, так и отрицательным. Вот, к примеру, когда мы смотрим комедию или выступление юмористов у нас возникают в основном положительные эмоции и улучшается настроение. Ужасы, триллеры, боевики и многие другие подобного рода жанры, напротив, порождают в нас скорее негатив, нежели что-то положительное. Как говорится в одном известном бестселлере: «Гнев, страх, ненависть - всё это ведёт на тёмную сторону силы...». И дело не в том, что фильмы оказывают на нас какое-либо влияние - это неоспоримо; а в том, что мы погружаемся в придуманный автором «киномир» и начинаем чувствовать себя подобно героям, которые находятся по ту сторону экрана. «Матрица» дала многим зрителям ощущение выбора, хоть на минуту стала стимулом задуматься, призвала как в древней истине, каждый раз стучащейся в человеческие двери: заглянуть в себя. Братья Вачовски напомнили об этом надписью над поргом в комнате провидицы Пифии, к которой Нео пришёл за ответами: «Познай себя». Но по настоящему взрывную фразу Вачовски вложили в уста ребёнка, бритоголового «буддиста», который предложил Нео согнуть ложку 
-Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно. Для начала нужно понять главное.
-Что главное?
-Ложки не существует.
-Не существует?
-Знаешь, это не ложка гнётся. Всё обман. Дело в тебе…
По сути, он сказал о Картине Мира привычной для человека. Привычной настолько, что человек принимает её за объективную реальность. Вместе с набором законов, рамок которыми она ограничена. Например, в книгах Карлоса Кастанеды эта картина называется «пузырём восприятия», подаренным нам нашими родителями. Ложка является символом этой картины... и дело в том, что её нет, и рамок НЕТ. Есть только наша вера в их существование, изменив которую мы изменим мир вокруг нас. Фильм «Матрица» посвящён разоблачению иллюзорности, которая создала важность галстуков, бирж, валютных операций, девальваций, выборов и политических дискуссий…, внедрённая в наше сознание иллюзия важности всего этого и полное забытьё самого себя – это и есть Матрица. Пробуждение Нео, показанное в фильме – это миг, в который количество нашей воли переходит в качество нашей жизни, йоги называют такое пробуждение тантрическим превращением, а уже упомянутый нами Карлос Кастанеда - СДВИГОМ ТОЧКИ СБОРКИ. Где точка сборки – это место соединения энергетических полей человека с энергетическими полями Вселенной. В этой точке совокупный поток энергии превращается в чувствительные данные, которые истолковываются человеком как окружающий мир. А «пузырь восприятия» даётся нам от родителей в первые месяцы жизни. Ещё не развились наши органы чувств, а картина уже создана! Шаблоны поведения уже запрограммированы. Нас учат, показывая предметы: «это ложка», на вопрос «почему?», мы слышим ответ: «потому что так придумали или потому что так нужно…».
-Вам приходилось восхищаться Матрицей? Её гениальностью? – Вот, что спрашивал в фильме агент Смит у Морфеуса. 
-Миллиарды людей живут полноценной жизнью... во сне!
А ведь так и есть - миллиарды людей живут во сне… Как паук плетёт себе паутину, так и человечество на протяжении многих веков создавало себе сети Матрицы, из которых потом не так-то просто выпутаться. Но, наступает время пробуждения, не зря в фильме есть образ Архитектора Матрицы, который говорит Нео на прощание: - «В Новой версии миром будет править Любовь».
Чем удивителен этот фильм – каждый зритель видит в нём своё, каждый сбрасывает покрывало Исиды, олицетворяющей истину Жизни, и ему кажется, что он понял послание. В этом и смысл, покровов много и каждый из них открывается по мере готовности того, кто ищет и познаёт жизнь и себя в ней. Как говорят мудрецы: по готовности даётся. Один из братьев, режиссёр фильма Ларри Вачовски в интервью сказал: «Природа всего фильма состоит в познании: познавай себя и ищи истину сам…«Матрица» - это исследование сознания, и эти маленькие биты и кусочки в начале каждого фильма некоторым образом пытаются помочь вам получить карту всего этого. Там есть множество уровней смыслов. Сценарий «Матрицы» мы создавали более чем пять лет, а к пониманию шли всю жизнь... Обратите внимание на надпись, висящую над дверями Пифии, на которую она указывает Нео в момент его первого визита. Надпись гласит: «Познай себя» -  эти слова девиз трилогии. Именно в этой мудрости заключена мысль о том, что знание есть Дух и путь к спасению.
В лабиринтах Матрицы Нео искал ответ на свои внутренние вопросы, и от исхода сражений в «виртуальной» Матрице зависела судьба «реального» Сиона. Таким образом, Матрица стала воплощением психической реальности героя, местом, где следовало «познавать себя». Вот и мы, люди Земли можем познать себя через всё то, что нас окружает, через пути Матрицы, через общество, через жизнь…
Для нас важен диалог со зрителем. Зрители, как правило, понимают нас не просто лучше, а – глубже, чем критики... Они не обращают внимания на приключенческую сторону картины - понимают, что это необходимая, но не главная составляющая нашей работы. Они превосходно разбираются в философии, которую мы им предлагаем, и не стараются её редактировать.
Энди Вачовски: Мы стараемся внести в фильмы как можно больше идей, которые в силу ряда причин не всегда постигаются скопом. Я никоим образом не хочу звучать высокомерно: мол, до наших работ ещё нужно дорасти, - нет, вполне возможно, мы их плохо скомпоновали, и требуется какая-то мыслительная работа, чтобы разобраться в этой компоновке. Ведь там собран материал, который мы познавали многие годы. У зрителя для этого есть время - посмотрит раз, второй, начнёт срастаться с лентой, да и сам станет старше, - будет воспринимать по-другому. Я и сам подчас нахожу в собственных фильмах, то ли в «Матрице» или в «Облачном Атласе», что-то для себя новое.

В «Матрице» мелочей и второстепенных деталей практически нет, каждая мелочь со смыслом. Например, что означает надпись Mobil Ave на станции, где заперт Нео? «Мы любим анаграммы и загадки» - говорят братья Вачовски в своих интервью. Например, «Neo» = «One» - один, понятие «избранный» по-английски - «the One», а Trinity означает «троица»; а вот Mobil - это анаграмма слова «limbo» – «лимб» у католиков – то есть область на границе с адом, в переносном смысле это слово означает тягостное состояние, из которого трудно выбраться. Реальное имя главного героя - Томас Андерсон. В начале фильма Томас сомневается относительно реальности происходящего. Если учесть, что Томас - это Фома на английский манер, его недоверие приобретает более глубокий философский смысл (о неверии апостола Фомы (Томаса) упоминается в Евангелии от Иоанна).
Морфеус – имя тоже выбрано не случайно. Морфей - в древнегреческой мифологии владыка сновидений, сын Гипноса, повелителя сна. Следует заметить, что Гипнос посылает сон, а Морфей уже привносит сновидения. Морфеус – это на латинский манер изменённое Морфей. Эмблемой древнегреческого Морфея являются сдвоенные ворота, одна часть которых ведёт в мир ложных снов, а другая – в мир сновидений истинных. Аналогия: Морфеус предлагает Нео на выбор две таблетки.
В «Матрице» корабль Морфеуса называется «Навуходоносор», именем царя Вавилонии. По легенде, немаловажную роль в жизни этого царя сыграли сновидения. Есть на борту «Навуходоносора» интересная табличка, на которой отображено имя корабля («Nebuchadnezzar» - на английском) и дата и место его постройки: США, около 2069 года. Около этой надписи имеется ещё одна: «Mark III № 11». Если обратиться к соответствующему стиху Евангелия от Марка, то можно прочесть:
И духи нечистые, когда видели Его, падали пред Ним и кричали: Ты Сын Божий. 
Название мятежного города Зион образовано от холма Сион, на котором стоит Иерусалим. Для евреев Сион является символом Земли Обетованной. Еврейская традиция, начиная с древних пророков (Иеремия 31:20), сопоставляла Сион с ориентиром для возвращения. В Библии Сион называется «городом Давидовым», «горою святою», «жилищем и домом Божиим».
В комнате, где Нео ждёт оракула, телевизор показывает гигантских кроликов, так как Нео получил в начале фильма сообщение о том, что он должен, подобно Алисе в стране чудес, следовать за белым кроликом. Это символизирует, что он на правильном пути.
Для тех зрителей, кто знаком с историей и философией Древней Греции в фильме много сюрпризов. Например, в Древней Греции в городе Дельфы находился известный тогда всему миру Храм Апполона, или Оракул. Это был самый значимый культовый центр Эллады, сюда обращались в разные периоды многие великие мыслители, в том числе Пифагор, которого родители назвали так в честь главной прорицательницы храма - пифии. На этом легендарном храме, как свидетельствуют источники, было три надписи, во многом определившие пути философии Древней Греции. Одной из надписей была: «Познай себя». Как видите, в фильме у Пифии в квартире тоже есть эта надпись… И это ещё не всё. Жена Меровинга - Персефона, по аналогии с женой Аида (древнегреческого бога подземного мира) из древнегреческой мифологии, также ненавидит его. У Меровинга, как и у Аида, есть перевозчик (у древних греков - Харон), перевозящий другие программы, которые должны быть уничтожены. Имя «Меровинген» указывает на первую франкскую королевскую династию Меровингов, не зря в фильме этот герой говорит, что любит французский язык. Кстати, об этой династии ходит много легенд, в том числе им приписывают родство с Марией Магдалиной и Иисусом Христом. В художественной литературе об этой легенде написал Дэн Браун в книге «Код да Винчи».
А чего стоят индийские программы в фильме, изображённые в виде людей и влюбленные друг в друга. Не случайно Нео встретил их на станции, ведь ключ ко многим изречениям, понятиям и событиям в фильме находится именно в индийской философии. Например, почему Матрицу надо всё время перезагружать? Почему Архитектор стирает то, что сделал раньше? Почему Избранный появляется вновь и вновь? Множественные Матрицы напоминают Вселенную, которую объясняет индуизм. Это учение рассказывает, что мир, в котором мы живём был создан богом Брахмой, поддерживается богом Вишну, а когда хаос в мире возобладает над порядком и несправедливость станет нестерпимой, третий бог - Шива - разрушит мир в безумном танце. Однако затем всё начнётся сначала - Брахма создаст новый мир, и этот цикл будет повторяться бесконечно. Бесконечная цепь перезагрузок... 
«Первая часть трилогии была о рождении, вторая - о жизни, третья - о смерти», - неоднократно говорил в своих интервью актёр, сыгравший главную роль в фильме - Киану Ривз. - «Когда я в первый раз прочитал сценарий, то понял, что Вачовски создали нечто уникальное – историю, которая соединила что-то фундаментальное в человеческой сущности и, в сущности, окружающего нас мира. И та роль, которую сыграл мой персонаж в трилогии, – для меня одно из самых глубоких посланий, частью которых я был и когда-либо стану в своей жизни. После «Матрицы» ко мне на улице подходили абсолютно разные люди, которые делились своими впечатлениями, говорили, что трилогия помогла им задать самим себе правдивые вопросы и оценить свою жизнь с позитивной точки зрения. Мне кажется, что «Матрица» для меня сделала многое, в первую очередь дала повод задуматься над собой, а это самый настоящий подарок от произведения искусства. Я думал о любви и сомнениях. О проблеме выбора… Теперь я стремлюсь только к миру».

В сцене последней битвы Нео звучит стих-мантра из священного индуистского текста «Упанишады», который гласит: 
Веди нас от заблуждения к реальности, 
Веди нас из тьмы к Свету, 
Веди нас от смерти к бессмертию...

Из досье редакции
«Матрица» - научно-фантастический фильм, снятый братьями Вачовски, с участием Киану Ривза, Лоуренса Фишборна, Керри-Энн Мосс и Хьюго Уивинга. Фильм вышел на экраны 31 марта 1999 года и положил начало трилогии фильмов, а также комиксам, компьютерным играм и аниме по мотивам. На разработку сценария у братьев Вачовски ушло пять с половиной лет, за это время они проделали титаническую исследовательскую работу и написали 14 версий сценария с отсылками к разным религиозным источникам, философским идеям и течениям, историческим событиям, а также к «Алисе в стране чудес» Льюиса Кэрролла, к Марксу, Кафке и «Одиссее» Гомера, Жану Бодрийяру и его книге «Симулякры и симуляция», «Двадцать тысяч лье под водой» Жюля Верна (Морфеус на своём корабле напоминает капитана Немо), «1984» Джорджа Оруэлла (представители тоталитарной власти шпионят за героем, вступающим в контакт с мятежным подпольем)… 
В 1999 году фильм получил четыре награды американской киноакадемии «Оскар» и миллионы поклонников по всему миру. Несмотря на то, что «Оскар» получили лишь спецэффекты, звук и монтаж в фильме, другие премии и кинофестивали в мире отдали должное как сценарию и режиссёрам, так и актёрам и композитору в фильме. Всего «Матрица» получила 28 премий и 36 номинаций, в том числе премию «Грэмми» и «BAFTA».
«Матрица» оказала серьёзное влияние на мировую киноиндустрию, став, по образному выражению своего продюсера, «первым фильмом нового столетия». Достаточно сказать, что после «Матрицы» в фильмах часто стало появляться замедленное движение, крутящаяся камера и даже эффект «летящей пули». По словам многих зрителей и кинокритиков, эта работа братьев Вачовски и всей команды оказала существенное влияние на современное понимание эпохи, в которой мы живём, и которую исследователи и журналисты называют «постмодерн». 
«Мы хотели показать через аллегорию не только жизнь городов, но и так называемую культуру средств массовой информации. – говорили в одном из интервью Вачовски. - Современные средства информации (телевидение, кино, журналы, рекламные щиты, интернет) заинтересованы не только в предоставлении информации или сведений, но и в истолковании наших самых сокровенных вещей нам самим, тем самым заставляя нас оценивать друг друга и мир, сквозь линзы образов самих массмедиа. Таким образом, мы покупаем товары не потому, что они действительно нам нужны, а под воздействием желаний, которые всё больше и больше определяются рекламой и коммерческими образами…Нас порой спрашивают: причём здесь Маркс, о котором вы всё время намекаете в фильме? А притом, что именно Маркс описал то, что произошло с нашим капиталистическим обществом. Согласно Карлу Марксу с появлением денег как «всеобщего эквивалента», при помощи которого в нашей жизни измеряется всё, вещи утратили свою материальную реальность (применение в реальном мире, пот и слёзы рабочего). Мы даже стали думать о собственной жизни в денежном измерении, а не в плане реальных вещей, которыми обладаем: сколько стоит моё время?»…
По словам философа, лауреата многих престижных премий, профессора Оксфордского университета Ника Бострома, после просмотра фильма «Матрица» он был так впечатлён, что в течение месяца написал книгу – «Мы живём в компьютерной симуляции?».

Волков Олег

журнал "Стена" № 1 (2015)


 

Категория: Кинообозреватель | Добавил: golos | Теги: Матрица, Журнал Стена, Матрица / The Matrix
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]