Головна » 2022 » Січень » 30 » Спасибо, Галина Борисовна Волчек. Часть 2
15:02
Спасибо, Галина Борисовна Волчек. Часть 2

Начало статьи читайте тут >>> Галина Волчек. Часть 1

Часть 2

Начало

Умение тонко чувствовать суть роли, да и самого актера, который её играет у Галины Борисовны, было с самого детства. Она родилась в семье известного кинооператора Бориса Волчека.

Из воспоминаний Галины Волчек: Мы жили в доме, где обитало всё советское кино и я обогащалось этими людьми: Эйзенштейн, который сажал нас на колени, Ромм — это вообще отдельная планета в моей какой-то полувзрослой, а потом уже и взрослой жизни.

Этот дом на Полянке, наверное, был началом всего...

Из досье редакции: Галина Волчек сдала экзамены в школе экстерном и пошла поступать в школу-студию МХАТ на актерский. Параллельно, по просьбе матери, подала документы в Вахтанговское училище. Её родители развелись и Галина Борисовна выбрала жить с отцом, так получилось что костюм ей шил папин портной, который специализировался на мужских костюмах. Он пошил ей мужской пиджак, а вместо брюк просто-напросто пошил юбку. Вот так и пошла она поступать на актрису в мужском костюме. В день поступления некто ей на ухо шепнул: «Уходи отсюда, девочка, ты никогда не станешь артисткой». А она везде поступила с первого раза и выбрала школу-студию МХАТ.

В 1956 году педагог школы-студии МХАТ Олег Ефремов и его ученики создали театр без чьих-то указов и приказов. Им было море по колени. Тогда они молодые и дерзкие гордились, что у них в театре демократия, что у них все равны.

Игорь Кваша

«Создать театр в то время, когда мы его создавали, было невозможно, а мы это сделали. Потому что он создавался в какой-то сумасшедшей борьбе. Потому что мы жили так весело и азартно. Мы заговорили о совести, о правде - это тоже неслучайно. Потому что появилась надежда на какое-то новое дыхание. На другую немножко жизнь».

Из досье редакции: Игорь Кваша, был сокурсником, другом, близким по духу и родным человеком для Галины Борисовны. Он до последнего дня был её главным соратником, главным помощником во всем. Им не нужно было понимать друг друга с полуслова, они понимали друг друга без слов.

Денис Евстигнеев (сын Галины Волчек): Они были вместе 60 лет или больше. Это уже не друзья, это уже даже не брат с сестрой, это один единый организм.

Из досье редакции: В 1970 году Олег Ефремов получил предложение возглавить МХАТ, первый театр страны. Он согласился, за ним ушла часть труппы. Дом под названием «Современник» остался без фундамента. Актеры долго думали быть или не быть театру, пока на общем собрании не проголосовали за то, чтобы его возглавила Волчек.

Спустя многие годы Ефремов на одном из юбилеев Галины Борисовны вспомнил это непростое для него самого и для «Современника» время.

Олег Ефремов

«Галя с самого начала, я бы так сказал, в нашей всей компании выделялась, несомненно. Она удивительно умела предугадывать, предощущать время».

Евгений Евстигнеев

А самым первым актером в жизни Волчек, в которого она поверила и которому помогла сделать первые шаги в кино и на столичной театральной сцене, был Евгений Евстигнеев.

Они встретились в школе-студии МХАТ. Он был старше её на семь лет, большой талантище с замысловатой биографией. В годы войны в свои пятнадцать лет работал электромонтером и слесарем. Учился в дизель-строительном техникуме. Закончил горьковское театральное. Поехал покорять Москву и поступил в школу-студию МХАТ.

Из воспоминаний Галины Волчек: «У меня было желание всем показать, что он из себя представляет. После училища его не взяли в театр в Горьком. Я боролась за то, чтобы в нем увидели настоявший талант, прочитали, поверили».

Валентин Гафт: «Конечно сработало Галино чутье при всём том, что Женя был провинциальным актером, но он был великим артистом мира! Она увидела одаренного Богом человека».

Из досье редакции: Потом Евгений Евстигнеев очень много работал. И даже когда беременной жене подошел срок ехать в роддом, он был на съемках, а Волчек и в роддоме занялась режиссурой.

Семейное счастье Волчек и Евстигнеева длилось недолго. Они расстались, когда сыну Денису было три года. Галина Борисовна до последнего не верила, что семьи больше нет.

*** На сегодняшний день Галина Волчек сплотила в театре мощную актерскую труппу настоящих звезд театра и кино. Гафт, Неелова, Ахеджакова, Яковлева, Хаматова, Мищенко, Дроздова, Юшкевич, Бабенко... да и вообще нет ни одного актера, который попал бы в «Современник» случайно.

У каждого свой характер и амбиции и к каждому она всегда искала особенный подход. Но бывало всякое, её и не понимали, и обижались, и предавали.

Галина Волчек всегда быстро находила общий язык с такими как она, непростыми людьми.

Валентин Гафт после окончания школы-студии МХАТ, двенадцать лет менял театр за театром, пока однажды, в1969 году, не пришел в «Современник» раз и навсегда.

Валентин Гафт

«Хорошо помню наше знакомство с Галиной Борисовной. Я открыл двери в школе-студии МХАТ и увидел: раздевалка, она стоит... Мне нравятся такие женщины... красивая, большая, грудастая, характерная артистка. Потом я услышал её голос, такой низкий, чем-то она недовольна была, парочка крепких слов была. И я подумал: вот это женщина!!!

Галина Борисовна столько лет была главным режиссером в театре «Современник». Вот вы подумайте, сколько успешных спектаклей, сколько артистов вышли из- под её пера! Это её заслуга!

Для чего существует театр? Там нет эффектов, там эффект сама жизнь, которую надо поймать, чтобы она была знаком. Это не искусственный прием, это то, что вытекает из спектакля. Это надо родить. И надо сказать, что Галя это делала потрясающе».

Из досье редакции: Однако в 1970 году Ефремов позвал за собой и Гафта. И Валентин Иосифович вошел в кабинет Галины Волчек с заявлением в руках.

Валентин Гафт: Когда я повернулся уже окончательно уходить, она мне сказала: «Подожди...». И вдруг, какая-то мощная энергетическая сила меня остановила. Я обернулся, бросился к ней на шею, чуть не разревелся и сказал: «Извини, я никуда не уйду!». Разорвал заявление и остался в театре. И правильно сделал!!!

Из воспоминаний Галины Волчек: «Я в последние годы так много уделяла внимания созданию новой молодой труппы. И это не значит, что старших я забыла или разлюбила. Гафт занимает совершенно особенное место в моем сердце. Он профессионал, человек-протест. Бывало, я на него обижалась, спорила о чем-то, но не любить его не могла. Его пытались выманить из театра, но нет, он, мне кажется, понял, где его дом».

Лия Ахеджакова

В1977 году Лия Ахеджакова перешла в «Современник» из ТЮЗа. Мягко говоря, формат ТЮЗа немного далековат от «Современника», и чтобы забыть всё, что она играла, Ахеджаковой нужно было полностью довериться Волчек и изменить себя.

Лия Ахеджакова: «Из меня Галина Борисовна пыталась достать драматизм и убрать всё то, что я привнесла из ТЮЗа. Сначала я обижалась, боялась, но она огромную работу надо мной проделала. Я школу-студию МХАТ не заканчивала, а они всё-таки все МХАТоиды и надо было веру их принять и пропустить через себя.

У Галины Борисовны было такое выражение: «На разрыв аорты!». Это когда актер тратится очень сильно. Она меня этому научила».

Елена Яковлева

«Театр «Современник» - это было что-то запредельное по ощущению, особенно для молодой артистки. Казалось, что если туда попасть — то всё обязательно в жизни сложится».

Из досье редакции: Вот уже у кого точно сложилось — так это у Елены Яковлевой. Она пришла в «Современник» в 1984 году и с того самого дня снялась почти в 90 фильмах и сериалах. Елену Яковлеву называют третьей музой Волчек, которая была открыта Галиной Борисовной после Татьяны Лавровой и Марины Нееловой. Яковлева оказалась единственной актрисой, которой удалось дважды вернуться в «Современник» после увольнения.

Из воспоминаний Галины Волчек: «Помню прекрасно, как она появилась, как она пришла, что читала и какой она была. Я абсолютно досконально помню всё, что с ней связанно. Конечно, я переживала, когда у неё были эти, скажем так, всякие «завихрени», заблуждения и так далее».

Из досье редакции: В 1986 году любимица Волчек решила уйти в театр Ермоловой, где ей обещали лучшие роли. Тогда ещё Яковлева не была суперзвездой: не сыграла в «Интердевочке», да и в самом «Современнике» ролей у неё было не так много (впрочем, в спектакле "Двое на качелях" она играла).

Елена Яковлева: «Появился другой театр, другой режиссер, который мне посулил очень много всякой перспективной работы, и я предала театр, потому что сбежала туда, как мне казалось, за большой работой.

Галина Борисовна пригласила меня на серьезный разговор. Взяв в одну руку сигарету, а в другую зажигалку, она начала свою речь. Она только хотела прикурить и начинала говорить и говорила довольно таки долго. Я помню, что это был монолог негодования. И вот где-то минут 25 или 30 она мне что-то высказывала, она не закурила ни одной сигареты. До такой степени это было эмоционально».

Из досье редакции: Но все обещания перспективы для Елены Яковлевой в новом театре оказались просто пустыми словами. И вот снова Чистые Пруды, кабинет Галины Борисовны Волчек.

Елена Яковлева: «Я Галину Борисовну три года не видела. Зашла в кабинет, она на меня подняла глаза и что-то такое случилось, после чего я поняла, что вернуться назад нестрашно. Мы практически ни о чем не говорили, помню, что я расплакалась и обняла её. Всё».

Из досье редакции: Волчек очень любила Яковлеву, назвала труженицей, приводила всем в пример, с особой радостью носила странную кепочку с козырьком, которую однажды сняла с себя её любимая актриса.

А через 20 лет дежавю. Елена Яковлева снова пришла в кабинет Волчек и снова сказала: «Я ухожу из театра». Причиной ухода, озвученной со стороны Елены, была невостребованность, да ещё физическая травма, полученная в темноте кулис на спектакле «Пигмалион»: Яковлева грудью налетела на доску и получила сильнейший удар, повлекший за собой операцию...

Елена Яковлева: «До того как уйти, я семь лет ничего не делала в театре. И подумала что это знак, что надо уходить второй раз».

Из досье редакции: Она ушла во второй раз. И дальше как в хорошем кино история закольцевалась. Яковлева вернулась второй раз.

Елена Яковлева: «Галина Борисовна позвонила и сказала, что в театре небольшая история случилась с актрисой, которая играет в спектакле «Играем... Шиллера!». Она куда-то на какое-то время ушла. Не хочешь ли ты, Лена, поиграть?»

Из досье редакции: В одном из последних интервью от 18 сентября, Галина Волчек сказала: «Слава Богу, что Лена вернулась. Я счастлива. Я её очень люблю. Она это знает».

Чулпан Хаматова

Когда-то величайшая интуиция Галины Волчек круто изменила жизнь Чулпан Хаматовой.

Чулпан Хаматова: «Юлить, обманывать с Галиной Борисовной, я думаю ни у кого не прокатывало. У неё была величайшая интуиция».

Из досье редакции: В 1997 году Хаматова окончила Гитис и снялась в картине «Страна глухих» Валерия Тодоровского, это было самое начало пути актрисы. А в актерской профессии важно, кто рядом с тобой окажется в этот момент, ведь сколько их было молодых подававших большие надежды и канувших в лету.

Чулпан Хаматова: «На съёмках программы «Взгляд» у Серёжи Бодрова, мы разговаривали о войне, и эту программу посмотрела Галина Борисовна».

Из воспоминаний Галины Волчек: «Не видела никогда Чулпан в кино и тут я увидела её во «Взгляде». Не знала, кто она такая. Увидела девушку, которая меня чем-то приковала. Каким-то внутренним светом. И на следующее утро я начала выяснять кто это».

Чулпан Хаматова: «Вдруг раздался звонок: «Здравствуйте, вас приглашают на главную роль в театр «Современник». И я приехала в Москву и на подкашивающихся ногах, зашла в кабинет Галины Борисовны. Она мне начала рассказывать про спектакль, что она не знает какая я актриса, но видела моё отношение к войне, как к таковой и я буду играть главную роль».

Из досье редакции: Чулпан Хаматова стала младшей музой Волчек. Так на какое-то время в театре под одной крышей собрались три музы Волчек. Строгая Неелова, уверенная Яковлева, хорошенькая Хаматова. "Три разновозрастные грации, которых она открыла и сделала за эти годы, - пишет биограф Волчек Марина Райкина. - Даже по психофизическим параметрам они как сестры – хрупкие, субтильные, недостигающие метра семидесяти. В их больших глазах ожидание тревожного счастья, перемен... Но за трогательностью уверенно проглядывает настоящая женщина, чувства которой непостижимы. Вот такие они – актрисы режиссера Волчек".

Чулпан Хаматова: «При всём опыте Галины Борисовны, при всей её мудрости, при всех тяжелейших моментах, которые она, естественно, переживала в жизни, всё равно это была душа очень наивного беззащитного человека. И именно это соединение я очень любила в ней».

Из воспоминаний Галины Волчек: «Мне интересно работать с Чулпан, потому что я вижу в ней со-творца, а не просто исполнителя».

Чулпан Хаматова: «Прошло время и Галина Борисовна даже вместе со мной рожала, я бы так сказала. Отправляла меня на роды, была рядом в те моменты, когда я шла на операцию и когда вынесли ребеночка.

Я родила, и мы почти сразу стали выпускать спектакль. Вот однажды, я принесла корзинку с ребенком ей в кабинет, поставила и оставила там радио-няню. И вот мы репетируем, репетируем. И вдруг слышим по приемнику радио-няни: «Ну что, бросила тебя мать. Ну, ты не обижайся на неё», - говорила Галина Борисовна моей двухмесячной дочери. Мы все притихли, сидели и слушали около этой радио-няни разговор двухмесячного ребенка с Галиной Борисовной.

Галина Волчек сделала мою судьбу. И если брать моё сердце, то огромная его часть - это Галина Борисовна. Я не перестану её любить. Так же как не перестану любить свою маму...».

Спектакль “Двое на качелях” 

Именно с постановкой пьесы Уильяма Гибсона «Двое на качелях» в 1962 году и началась режиссерская биография Галины Борисовны. Первой парой на качелях стали блистательные Татьяна Лаврова и Михаил Козаков. К сожалению, телевизионной съемки этого спектакля не сохранилось — только тонкая пачка черно-белых фотографий. Спустя 53 года Волчек решила вернуться к своим качелям. Она запустила их во второй раз, а через два сезона, неожиданно для себя самой — в третий.

На её качелях №2 были серьезные игроки — Чулпан Хаматова и Кирилл Сафонов. Но через два года у него появилась новая партнерша.

Из воспоминаний Галины Волчек: «Это был труднейший момент в моей жизни. Из-за медицинских показаний у Чулпан, спектакль должен был отложиться на полгода. Я начала рыскать в своей голове, обдумывая, кто может заменить Хаматову.

Я размышляла, представила себе всех, кого можно было и нельзя. Пока меня просто током не ударило воспоминание о том, что я когда-то была фанатом фильма Ролана Быкова «Чучело». Это был ребенок Чучело, но грандиозно сыгравший на мой вкус. И тогда я решила рискнуть».

Кристина Орбакайте

«Я, конечно, не знала, как на это реагировать, это было очень неожиданно».

Из воспоминаний Галины Волчек: «Для меня таким счастьем было, когда буквально через три дня после её появления в театре, все наши рабочие, все костюмеры, все гримёры подходили ко мне и говорили: «Галина Борисовна, какая это девочка!». Боже, вот я даже сейчас говорю и мурашки у меня».

Из досье редакции: Кристина вообще до этого мало играла в театре, а надо было быть точной и убедительной. Вот не знала она, как сыграть плохое самочувствие героини, а Волчек знала как, и она всегда была рядом.

Кристина Орбакайте: «Начало сцены и тут Галина Борисовна говорит мне: «Сейчас подумаю... Ползи!!» и действительно, фокус совпал, и сцена сразу пошла.

Ну как её можно было не любить? С ней можно было просто сидеть и молчать, разговаривать, слушать обо всём на свете».

Сергей Гармаш

«Я невероятно благодарен Волчек за то, что она очень много мне помогла в жизни, когда, скажем так, я не очень правильно себя вёл. Когда я в чём-то заблуждался. Она находила время просто-напросто позвать меня в кабинет и приложить усилия, чтобы я её услышал. Наши взаимоотношения не всегда складывались ровно. Были моменты, когда между нами был такой совершенно холодный воздух. Наверно, я и она это время любили и ценили, потому что в этом есть драматургия».

 

«Анархия»

Галина Борисовна всю жизнь рисковала. Она часто давала огромную, большую сцену молодому режиссёру. Любых артистов выбирай, делай что хочешь.

Из досье редакции: «Анархия» спектакль, который в «Современнике» ставить было нельзя. Потому что это, казалось бы, не формат театра.

Пьеса английского драматурга Майка Пэкера о том, как через много лет возрождается знаменитая панк-группа, перед которой встаёт вопрос: «Петь то, что хочется, либо то чего не хочется, но за большие деньги». Вот поэтому в пьесе много ненормативной лексики.

Гарик Сукачев

«Вот в этом смысле Галина Борисовна просто всех нас очаровала. Мы были совершенно свободны. В этой работе нас никто не трогал, совершенно никто. И она сказала: «Слушай, ну, в общем-то, ты понимаешь, что пьеса довольно опасная». А потом она мне сказала: «Ну, хорошо, давай пробуй!».

Слово «Современник» и спектакль «Анархия» они не просто дружат, они как бы вытекают друг из друга. И я тогда уже сказал, что самый отважный человек среди всей нашей компании – это, конечно же, Галина Борисовна».

26 декабря 2019 года. Свой последний заочный поклон зрителям Галина Волчек, словно срежиссировала рукой театрального гения. Новость о её уходе пришла прямо по ходу пьесы, медленно распространялась сначала шепотом по зрительному залу, а потом цветами именно у её портрета на групповом фото всей труппы. Её совершенно неслучайно называли матерью театра «Современник» и очень символично то, что первые цветы появились у её ног во время спектакля «Анархия».

Актёрам было тяжело от трагической новости, так что на поклон они не вышли. Вышел Сергей Гармаш и всё объяснил: «Артисты не вышли, они просто не могут выйти в эту минуту на поклоны во время спектакля сегодня. Умерла Галина Волчек, наш художественный руководитель, наш учитель, наша мама, наше сердце. Сердце этого дома, сердце этого коллектива. Давайте помолчим минуту и поймите нас, пожалуйста...».

Из воспоминаний Галины Волчек: «Они навсегда со мной, и Игорь Кваша, и Лёлик Табаков, и конечно, сам Олег Ефремов в первую очередь, это и Нина Дорошина, и все, кто ушли... они родные и никогда из моего сердца не уйдут.... Но молодая труппа - это для меня гарант того, что когда меня не станет, они не дадут просто повесить большой замок на театр «Современник»! Нет!!! Они будут биться за то, чтобы этот театр оставался театром «Современник» с его верой, я в это верю абсолютно...».

Молодая труппа театра «Современник»: «Мы отдаём себе отчёт, где мы находимся. Лет сорок-пятьдесят назад на этой сцене стояли совершенно другие люди и эти люди легенды.

Мы не знаем, соответствуем ли мы этим именам, но нам очень важно, чтобы в единстве времени и места мы все осознавали кто работал в этом театре, чем они жили и во что верили..

Мы ведь все нуждаемся в подлинном диалоге, в понимании. Находясь сегодня на этой великой намоленной сцене, хотим сказать вам, Галина Борисовна, вот так просто неприкрыто по-современниковски: «Спасибо!..., Спасибо, Галина Борисовна за то, что вы больше сорока лет являли собой пример невероятной воли и мужества, настоящей свободы и гуманизма. Спасибо, что в потоке суеты и всеобщего равнодушия вы не теряли способности видеть, слышать и отзываться... Спасибо, что вы сохранили этот театр и спасибо, что не проиграли ни как человек, ни как актриса, ни как художественный руководитель. Мы же в свою очередь сегодня хотим пообещать вам, что сделаем всё, что в наших силах, чтобы удержать эту планку искренности и человеческого разговора»

«И вот тогда — из слёз, из темноты,

из бедного невежества былого

друзей моих прекрасные черты

появятся и растворятся снова.»

/Белла Ахмадулина/

Подготовила Анастасия Правдивец

© Всеукраинский молодежный журнал «Стена» № 2 (2020)

Категория: Интервью | Добавил: golos
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]