Главная » 2021 » Июнь » 25 » День дружбы и единения славян. Знания предков
05:00
День дружбы и единения славян. Знания предков

Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что Солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало. - Афанасий Фет

Когда-то давным-давно был на свете народ, который жил в согласии с циклами природы, с уважением относился к путникам из дальних стран, ценил свободу и не знал, что такое ложь, политика, убийство и предательство. Нет, это не сказка: это всего лишь краткая характеристика древних славян, которую приводит в своей книге «Тайны славян» Лешек Матела. Славяне занимали пространство между Одером, Эльбой и Зале; западные границы территорий их проживания простирались аж до полуострова Ютландия, а южные — до Балкан, а также Чехии, Моравии, Венгрии, бассейна Днепра и верхней Волги. Народ этот говорил на разных наречиях и имел некоторые региональные различия, а объединяли его похожие обычаи, обряды и верования. Отсчет праздников у славян начинался с  21-го декабря — символической победы света над тьмой. Торжества по случаю Коляды, или Зимнего Солнцестояния, длились до 6 января. Свою радость по поводу все более долгих и теплых дней древние славяне выражали через песни,  называемые колядками. Ритуальные же визиты к знакомым хозяевам должны были обеспечить нашим предкам благополучие в новом году.  В домах ставили «древо жизни», то есть сноп зерна, или омелу (елки появились значительно позже). В первый день зимы не забывали о духах предков: на кладбищах зажигали огонь, чтобы согреть умерших (а заодно чтобы помочь солнцу в борьбе со тьмой), устраивали пиры — тризны. В этот день предсказывали погоду на следующий год и пытались увидеть будущее. Со временем Коляды получили христианскую интерпретацию.

С окончанием зимы приходило  время шумно отметить возрождение сил природы: поэтому 21 марта начали праздновать Встречу весны. Отмечали этот день по-разному. Одни одевали соломенное чучело (Марену) в белые тряпки, а на голову ему надевали терновый венец, сделанный из ветвей боярышника. С Мареной под звуки трещоток проходили через всю деревню, а затем чучело сжигали или топили — чтобы таким образом окончательно проститься с зимой, смертью и болезнями.  Другие красили яйца, считая это знаком возрождения жизни. Узор на скорлупе рисовали с помощью топленого воска, а  коричневую или красную краску получали, опуская яйца в посуду с луковой шелухой или охрой. Приветствовать весну готовилась вся семья. В избах убирались и проветривали их, женщины пекли пироги, мужчины разводили костер на холмах. Юноши и девушки приносили в дом покрытые почками ветки вербы, из которых делали небольшие метелки (аналог современных пасхальных пальм): ими ударяли друг друга, чтобы прогнать все плохое. Очистительную силу имела также вода, поэтому люди поливали ей друг друга. Позже два эти обычая слились воедино.

«День Купалы — самый длинный в году — и Ночь Купалы — самая короткая — были сплошным потоком веселья, песен, игр и обрядов», — писал Юзеф Игнаций Крашевский в «Старом предании». Однако одной ночи празднований славянам было решительно мало. Торжества начинались накануне дня летнего солнцестояния (20 июня) и продолжались четверо суток. Ночь Купалы была прежде всего праздником огня и воды. На возвышенностях разжигали костер, высекая огонь двумя кусками дерева: участникам обряда это должно было придать сил, урожаю — дать плодородность, а животным — плодовитость. Около костра пели и танцевали. Считалось, что прыжки через него очищают и защищают от злой энергии. Девушки плели венки из цветов и семян, а потом пускали их по течению реки.  Если венок, который выловил юноша, попадал к своей хозяйке, молодые объединялись в пару. Праздник Купалы так сильно укоренился в славянских традициях, что костел включил этот языческий обычай в христианский календарь: Ночь Купалы сегодня известна под названием Ночи святого Яна (торжества проходят в День святого Яна, 24 июня). А в православии мы отмечаем Ивана Купалу))). 25 июня приходится народный праздник под названием «Петр Солнцеворот». Считается, что именно с этого момента ночь идет на прибыль, а день, наоборот, сокращается. Поэтому праздник часто называют Солнцеворотом. В былые времена было принято сеять в этот день до обеда какое-нибудь белое зерно, а после обеда - черное (гречку). Исполнение этого правила гарантировало успех. В этот день выпадают большие росы. 25 июня возможны последние заморозки. В это же время появляются стрелы у щавеля, и их нужно обязательно выламывать, оставляя только части, необходимые для семена. Это было начало сенокоса, и крестьяне отправлялись в поле. В этот день завершается летнее солнцестояние. Начинается жара, которая обычно стоит сорок дней. Огородники в этот день рассаживают последнюю рассаду. 

Даже с приходом христианства наши пращуры не перестали поклоняться солнцу. Во время восхода мужчины, сняв шапки, крестились на солнце, к нему обращались с просьбами и мольбами при совершении различных сельскохозяйственных работ.

В день Петра Солнцеворота наши предки славили солнце. Они взбирались на самый высокий холм и обращались к светилу с мольбами и приветствием: его благодарили за тепло и свет, просили подарить больше солнечных дней. Во время обряда пели песни, восхваляющие солнце.

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]