Главная » 2021 » Июнь » 10 » День рождения киностудии «Союзмультфильм» - 85 летие
09:48
День рождения киностудии «Союзмультфильм» - 85 летие

На мультфильмах и сказках мы выросли и качество этих мультипликационных сказок и воспитательных историй ещё лет 30 назад было очень высоким, и не спроста, ведь воспитание юного поколения - это политика любого государства и его оппонентов.

«Союзмультфильм» — крупнейшая в СССР и на постсоветском пространстве мультипликационая студия, выпустившая более тысячи добрых и чудесных мультфильмов. Вместе с героями этих мультфильмов росли и учились любви и добру и мы, и наши мамы и папы, и наши бабушки и дедушки. Сегодня доброму дедушке «Союзмультфильму» исполняется ровно 85 лет — целая жизнь у него за плечами. Она получилась непростой, но зато яркой, интересной и, без сомнения, прожитой не зря. Официальной датой рождения студии является 10 июня 1936 года. Для студии были выделены помещения закрытых советской властью православных храмов Николая Чудотворца в Новой слободе на Долгоруковской улице (в советское время — Каляевской улице), где находилось производство рисованных фильмов, и Спаса Преображения, «что на Песках», в Спасопесковском переулке на Арбате, где располагалось «Творческое объединение кукольных фильмов». Храм на Арбате в 1991 году был возвращён Русской православной церкви, а храм на улице Долгоруковской возвращён государству и Русской православной церкви в октябре 2017 года. В первоначальный штат студии вошли уже известные мастера рисованного кино — Иван Иванов-Вано, Ольга Ходатаева, Валентина и Зинаида Брумберг, Владимир Сутеев, Дмитрий Бабиченко, Александр Иванов, Пантелеймон Сазонов, Владимир Полковников, Леонид Амальрик и другие. Первым директором киностудии был назначен Н. М. Кива. Это был наш ответ "Чемберлену" - студии Уолта Диснея.

Первый мультик, выпущенный студией, назывался «В Африке жарко», и был он чёрно-белым. Сценарий написал детский поэт Сергей Михалков. В нем рассказывается о том, как жарко зверятам, живущим в Африке, и как сильно им хочется мороженого. С самого Северного полюса, прихватив прохладный подарок, в гости к ним отправляются обезьяна и морж. В пути они переживают множество приключений, но благополучно доставляют свой ценный груз, а затем благодарные звери провожают гостей обратно, вручив им свои южные подарки: бананы, ананасы, кокосы. Символично получилось, ведь сегодня 10 июня отмечают ещё и всемирный день мороженного))). А уже в 1938 году советские дети стали счастливыми зрителями мультфильмов «Лимпопо», «Бармалей», «Мойдодыр» и других, созданных в технике «эклер». По этой технике на пленку первоначально снимали настоящих людей и животных, после чего покадрово прорисовывали их движения. Таким способом художники добились невероятной живости своих персонажей.

Великая Отечественная война стала для молодой студии нелегким временем. Сначала всех художников переориентировали на создание агитационных «кино-плакатов», которые предполагалось использовать для поднятия боевого духа населения. Но через пару месяцев это дело было признано не столь важным, и студию решили эвакуировать в Самарканд. Работать там оказалось практически невозможно — не было условий. Через год студия вернулась в Москву. В тяжелых военных условиях — не хватало материалов, еды, сотрудников, не было отопления в цехах, а зачастую и света — мультипликаторы создали несколько любимейших нами картин: «Сказка о царе Салтане», «Краденое солнце» и «Синдбад-мореход».

В послевоенные годы дела на студии резко улучшились. Художники отказались от «диснеевщины». Стали выпускать произведения, наполненные авторскими приемами, и студия установила новый самобытный канон того, каким должен быть настоящий детский мультфильм. «Конек-Горбунок», «Цветик-Семицветик» и «Серая шейка» стали самыми яркими образцами мультипликационных картин того времени, а картина «Песенка радости» удостоилась бронзовой медали на Венецианском кинофестивале 1947 года. Это был первый шаг к международному признанию. В 1953 году начинается выпуск еще и кукольных мультиков. Первым успехом цеха кукольных фильмов была картина Евгения Мигунова «Карандаш и Клякса — веселые охотники".

Период с начала 70-х годов по середину 80-х был очень плодовитым для «Союзмультфильма». В то время это была крупнейшая мультипликационная студия Европы, на которой работало более 500 человек и выпущено более 1000 пленок. Музей студии украшали более 150 призов и дипломов международных и отечественных фестивалей. Разработано было более 20 разных жанров и стилей, а самым ярким достижением студии стал мультисборник "Весёлая карусель". А вот с началом Перестройки и правления Горбачева студию начали валить, финансирование было скудным, многое держалось на энтузиазме людей. В конце концов он лишился даже своего производственного здания, а бесценные материалы с трудами художников стали предметом интереса криминальных авторитетов. такая же судьба ждала все культурные, научные, промышленные достижения и производства СССР. А потом наступили 90-е и все на постсоветском пространстве для людей развалилось, породив олигархат и руины заводов и фабрик.

В начале 90-х годов положение попытался исправить актер Олег Видов, которого все мы помним по роли князя Гвидона из телесказки. К тому времени он уже давно жил в США и занимался там бизнесом. Он выкупил все работы студии и решил привлечь к ним внимание зарубежных зрителей, заработать на искусстве оказалось выгодно. Наши старые добрые мультики посмотрели во многих странах мира, и их успех у маленьких зрителей был оглушительным, а художники, трудившиеся над их созданием, были благодарны за то, что их труд не канул в безвестность.

Но успех Видова не давал отечественным чиновникам покоя, и они обвинили артиста в желании нажиться на советском культурном наследии. Однако суд полностью встал на сторону Видова: дело в том, что под его руководством все пленки прошли тщательную и бережную реставрацию и полное переозвучивание, к которому Видов привлёк известнейших актеров Голливуда. Ширли МакЛейн, Джессика Лэнг, Тимоти Далтон, Джон Хьюстон и другие подарили обновленным мультфильмам свои голоса, и, конечно, Видову это обошлось в круглую сумму. Благодаря Видову мир увидел чудо отечественной мультипликации и сегодня многое, что мы можем смотреть на ютуб-канале - это оцифровка видовская, иначе бы всё исчезло или специально было б уничтожено. С тех пор судьба «Союзмультфильма» была очень нелегкой. Он побывал во власти криминальных структур, его несколько раз захватывали и отбивали обратно, а потом и вовсе приватизировали и растащили на части. Студию открыли заново — несколько лет она пыталась достичь былых размахов, запустить новые проекты и возродить старые, но финансов не хватало, она оказалась на грани банкротства и едва не исчезла с лица Земли. Знакомая судьба на постсоветском пространстве, не правда ли? Сегодня при поддержке Министерства культуры студия функционирует вновь, правда, свои щупальца туда запустил Греф и ко, скандально известный Сбербанк, который пытается при помощи новых технологий воспитать "нового человека", но, может, не означает будет, как говорят мудрецы Востока))). Дедушка "Союзмультфильм" стар, да мудр ;) Поздравляем тебя, любимый дедушка-наставник, помним, знаем и приумножим твоё наследие, возвращаясь к самым лучшим и глубоким твоим работам.

С уважением, команда журнал "Стена"

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos | Теги: Союзмультфильм, сказки, олигархат, Воспитание детей, видов, мультипликаторы, ссср достижения, новости, дети, 85 лет союзмультфильму, Журнал Стена, Новости культуры, В Африке жарко, развал СССР, мороженное, Мультфильмы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]