16:40 Сергей Табунщик: Музыка пульса | |
интервью с барабанщиком и композитором Сергеем Табунщиком Великая музыка, я убеждён в этом, всегда идёт от сердца... Музыка, я настаиваю на этом, несмотря ни на что, должна быть прекрасной. М. Равель В тибетском буддизме есть традиция вращения молитвенных колёс. Под молитвенным колесом подразумевают железный или же деревянный барабан, размеры которого от пары сантиметров до нескольких метров, но обязательно на нём написаны мантры (по нашему – молитвы). Те, кто испытал на себе звук этих барабанов, утверждают, что они имеют мощное благотворное воздействие, а сами буддисты утверждают, что порой при помощи погружения в звук можно помочь своему жизнепотоку очистить карму - не только того, кто вращает колесо-барабан в данный момент, но и всего живого, о ком или о чём думает в данный момент этот человек. Один оборот барабана равносилен произнесению всех мантр, находящихся в нём, а их зачастую, очень много: всё пространство внутри барабана заполнено мантрами, которые написаны на рулонах очень тонкой бумаги. Смысл в таком «механизме» совсем не в том, чтобы колесо как бы выполняло за человека всю работу, да ещё и с такой необычайно большой скоростью, а в том, что гармония звука насыщает потоки энергий правильной конфигурацией и тем самым очищая пространство и всё живое, находящееся в нём, от тех «неправильных» зарядов, которые накопились. У каждого народа на планете Земля можно найти особенное отношение к барабанам, при чём их научились использовать как во благо, так и на войне, поддерживая в определённом состоянии психический настрой воинов и запугивая противника, например, как это хорошо проиллюстрировано в экранизации трилогии профессора Толкиена «Властелин колец». В одной из духовных практик такое отношение к звуку барабана объясняют тем, что первые звуки ритма и биения мы познаём ещё в утробе матери, где в течение 9 месяцев он слышит биение сердца. Так происходит наша первая встреча с музыкой и ритмом. Это первый барабан, это первый счёт и это очень глубоко укореняется... Но, одно дело любить слушать барабаны, а другое, сделать игру на них делом своей жизни… Что же влияет на этот выбор, и что чувствуют барабанщики мы решили спросить у знаменитого в Украине мастера игры на ударных, композитора Сергея Табунщика. Из всех музыкальных инструментов барабан являлся одним из наиболее важных для коммуникации, порой кажется, что его вибрирующий звук проникает в самое сердце. Не зря этот инструмент символизирует у многих народов как разрушительную, так и созидательную силу. Например, у индуистских богов Шивы, Кали и Индры, у буддистов – голос Закона, у китайцев – голос Небес. Что для вас барабан и его звук? Барабан, скорей всего, был первым музыкальным инструментом, который появился в человеческом роде, обществе. Этот инструмент, в каких бы формах ни создавался, всегда нёс роль такого импульсивного включателя внутренних слоёв энергии человека. Как только человек слышит звук барабана, внутри что-то включается. Барабан считается шумовым инструментом, не мелодическим, можно сказать, что он несколько проигрывает в сравнении с другими музыкальными инструментами, на которых можно исполнять различные мелодии, но, несмотря на это, в этом инструменте есть нечто магическое, что заставляет людей на глубинном уровне чувствовать пульсации, которыми пронизана вся наша Земля, вся Вселенная. Например, человеческое сердце функционирует в теле, именно создавая определённую пульсацию, без которой невозможна ни работа сердца, ни физическая жизнь человека. Звук барабана, возможно, сонастраивает человеческий организм с пульсациями Вселенной, которые мы не способны явно чувствовать. Для меня барабан и его звук - это прежде всего средство определённого вида коммуникации, это форма того языка общения, которую могут понять те, для кого она доступна. Барабан многое может включить в человеке, начиная от включения в танец, заканчивая какими-то внутренне неизведанными чувствами, которые существуют внутри каждого из нас. Любители джаза в Украине, а также игры на барабанах знают вас как хорошего барабанщика, но не многие знают, как вы пришли к этому виду музыкального творчества, как всё начиналось))). Расскажите подробно с чего всё началось, почему выбор из всех музыкальных инструментов пал именно на барабаны? Мой отец участвовал в самодеятельном эстрадном оркестре в качестве барабанщика. Оркестр играл на танцевальных площадках и праздниках. Иногда я, будучи ребенком 5 лет, приходил с ним на репетиции, сидел рядом и наслаждался процессом, - для меня это было нечто необычное, весьма захватывающее. Отец иногда давал мне попробовать постучать на барабанах в перерывах, и у меня кое-что получалось повторять за ним. Позже, когда в семилетнем возрасте я сам записался в духовой оркестр, мне были интересны инструменты альт и труба, на них я обучался игре и стал частью духового оркестра, но барабаны всегда были моим дополнительным хобби. Это выражалось в том, что когда отец, играя на танцах, хотел пойти и немного потанцевать, я с удовольствием его заменял за барабанами. Музыкальное училище я закончил по классу трубы, в Москве, это было моё классическое музыкальное образование; считаю очень важным иметь в основе именно образование, основанное на классической, академической музыке, но в армейские годы стал понимать, что душа требует барабанов. Современные стили и ритмы меня полностью захватили своей энергией. Поэтому после армии я сразу поступил в Киевский институт культуры на эстрадный отдел уже по классу ударных инструментов. Мне повезло с преподавателем, Это был один из самых известных исполнителей на ударных инструментах - Георгий Васильевич Черненко. Вместе с ним я глубоко почувствовал мир ударных инструментов и мир музыки вообще. Очень ему благодарен. После участия и победы на Республиканском конкурсе по ударным инструментам у меня была возможность перевестись в Киевскую консерваторию, и продолжить там обучение, но я не стал этого делать, - для истинного обучения важен учитель, а не заведение. Г.В.Черненко раскрыл для меня мир таких ударных инструментов как маримба и вибрафон. На этих инструментах я исполнял прекрасные произведения великих композиторов мира. В общем, классическая музыка шла всегда рядом с моей подготовкой, и она всегда занимала гораздо большую часть меня, чем современная эстрадная музыка. Но все-таки меня интересовала и импровизационная музыка, и джаз стал для меня истинным выражением моей души и спонтанности. Много лет практиковался на ударной установке, интересовался различными стилями: рок, джаз, латино-американские и афро-кубинские ритмы, фанк и другими. Я попал в разные джазовые коллективы, познакомился со всеми джазовыми музыкантами города Киева. Какие группы и исполнители оказали влияние на ваше творчество? Есть ли тот перечень фаворитов в музыке, на который опираетесь? Чайковский, Шопен, Моцарт, Чик Кореа, Херби Хенкок, Кит Джарет, Пэт Метени… Всех не перечислишь, все они гениальные! Вы играете на барабанах не только очень быстро, но и очень точно. Есть ли у вас какие-нибудь секреты для развития, как скорости, так и точности? Барабаны требуют серьёзного физического напряжения. Как вы рассчитываете силы во время концерта, чтобы не переутомиться? Ой, - это просто, берёте и играете))) Скорость приходит со временем, точность - с метрономом. Вам сил хватит, если вы расслаблены и не напрягаетесь. В исполнении на барабанах нет никакого напряжения, вы просто наслаждаетесь происходящим, музицируете. Это радость, чувствование и спонтанность, там нет никакого напряжения. Ваша игра требует постоянной синхронизации с остальными инструментами в группе. Это требует постоянного внимания, необходимости слушать. Как проходит процесс гармонизации с коллективом, что для этого нужно? С кем из знаменитых музыкантов вам довелось играть на одной сцене и в одной команде? Для технической точности помогает работа с метрономом и записывание себя с ним, а также записи репетиций с коллективами. Вы можете со стороны понять все недочёты и ошибки. Со временем приходит чувство, когда наблюдаешь свою игру со стороны во время исполнения, это важно научиться делать. Что касается гармонизации с коллективом в музыкальном плане… Это более тонкий момент и важный для меня. Вы либо понимаете друг друга, либо понимаете, что нет взаимопонимания. Когда нет взаимопонимания в коллективе, имеется ввиду - музыкального взаимопонимания, гармоничного взаимодействия, общения без объяснений, я не участвую в таких проектах, это не интересно. Каждый музыкант в коллективе одновременно со всеми остальными музыкантами общается на своём музыкальном инструменте, у каждого, при этом, есть своя линия повествования, однако это тонкое переплетение музыкальных слов должно соединиться в едином потоке взаимопонимания и согласия, тогда это радость! Приходилось играть с американскими исполнителями и польскими, есть и в нашей стране приличные музыканты. Это замечательно! Есть ли у вас любимые интересные истории о барабанах? Как вы выбираете свой музыкальный инструмент? При выборе барабана самое главное это его звук, тон, живость барабана. Он должен быть очень чувствительным к различным приёмам исполнения, особенно это касается тихой игры. Настоящий, живой барабан очень тонко отвечает на все ваши музыкальные посылы. Барабан должен быть таким же по уровню чувствительности, как и исполнитель! Хороший, чувствительный барабан вдохновляет исполнителя на спонтанность и появление идей во время исполнения, он способен ярко отразить душу исполнителя. Иногда, хороший инструмент может включать ваши способности, о которых вы не догадывались, но это происходит, как правило, в гармонии с музыкантами ансамбля, которые также вдохновляют своей игрой. Сегодня многие представители молодёжи увлеклись тамтамами, различными барабанами, считая, что их звук не только расслабляет, но и как у шаманов, может ввести в экстаз. Есть ли, по вашему мнению, какие-то побочные эффекты от этой моды и чтобы вы порекомендовали любителям? Не знаю… у каждого происходит всё по-разному. В племенах танцы под барабаны вводят людей в определённую фазу чувствования. У человека внутри есть очень глубокие слои подсознательного. Войти туда можно под воздействием различных средств, думаю это можно сделать и под воздействием барабанов. На мой взгляд, лучше входить внутрь самому, посредством направления своего внимания, осознанно… Если человек готов встретиться со своим подсознанием именно для своего роста, то всё хорошо. Если он делает это ради любопытства или по каким-то случайным причинам, скажем, под воздействием определённых средств, то это может оказать пагубное влияние на человека, он не сможет правильно воспринять всё открывшееся в подсознании, это может создать трудности для человека, для его психики и физики. Однажды в разговоре с одним скептиком прозвучал вот такой вопрос, заставивший нас о многом задуматься: «Для чего художники, музыканты, писатели стремятся выразить своё творчество на широкие массы? Ведь можно творить для себя…». Как бы вы ответили на этот вопрос и что для вас, лично, творчество и его выражение? Я уже говорил, что любое творчество, любое искусство оказывает влияние на других людей, а, значит, может воспитывать и воспитывает. Вопрос в том: «Что несёт ваше искусство?!». Конечно, настоящий художник творит, и это творение есть проявление его энергии, её течение. Художник получает огромное удовлетворение, когда выражает через себя то, что он слышит или видит. Этот процесс самодостаточен, в том смысле, что то, что произошло в процессе творения, более не требует ничего. Вы можете дарить плоды творения людям, если чувствуете, что они принесут им пользу или радость. Если вы хотите показать своё творчество ради себя, чтобы показать какой вы великий художник - это плохо, прежде всего, относительно самого художника, его личности. Если вы действительно хороший художник, но эгоистичны в своих желаниях и помыслах, то ваше искусство будет всё-таки радовать людей, для них это не проблема. Но, что касается вас, художника как личности, - вы не сможете расти и развиваться духовно, ибо расти - это значит понимать глупость своего эго и избавляться от него. Для истинно творческого человека творчеством является всё, чем бы он ни занимался. Всё является объектом для вашего творческого проявления, самые простые занятия. Вы просто играетесь с этим, экспериментируете и наслаждаетесь самим процессом. Результат, по большому счету не важен, важен сам творческий процесс, в котором вы чувствуете себя замечательно, ибо играете и радуетесь, создавая… Но, если мы хотим поделиться этим с другими людьми, следует осознавать последствия воздействия нашего творчества на людей. Это важно - нести созидание в жизнь. История показывает, что чем глубже и больше, чем разноплановей опыт творческой личности, тем глубже и творчество? Каков ваш путь и как жизненный опыт помогает в процессе творения и исполнения? Помогает опыт осознания происходящего вокруг и того, что происходит внутри нас. То, что мы поймём через опыт жизни, то мы и будем нести в своём творчестве. А понять в жизни нужно многое. Многое скрыто от нашего сознания, и понять то, что лежит внутри, что стоит за нашими желаниями и чувствами - это важный момент, я считаю, для каждого. Если мы понимаем, скажем, свои напряжения и страхи, связанные с какими-то определёнными ситуациями, если вносим своё внимание в понимание корней их возникновения, появляется возможность освободиться от страхов. Знание освобождает. Но это познание случается не через прочтение того, как избавиться от страха в книге, - это происходит через личный опыт вхождения в конкретную проблему, в конкретный страх. Тогда мы можем видеть - Что стоит за страхом или иной проблемой, за ними - расслабленность, за ними освобождение. Осознание важности лёгкости, спонтанности и игривости во всех сферах жизни помогает нам и в творчестве. Творение - песня или идея художника, приходят, когда мы не обременены ничем, когда мы легки. Спонтанность даёт возможность играть с идеями и быть открытым для того, чтобы попробовать многое. Творчество не должно быть каким-то важным и трудным делом, творчество - это как порыв ветра, в вас возникла идея, и вы открыты для неё. Конечно, на нас оказывают влияние различные явления и люди. Нам нужно быть только открытыми для того, чтобы увидеть то, что нам жизнь предоставляет. Жизнь она не агрессивна, она показывает нам всё не явно, как настоящая женщина)). Вы играете, и пишите для этно-джазовой певицы Марины Юрасовой. Расскажите о написании ваших композиций, в частности, о создании произведений, как проходит творческий процесс? Всё происходит спонтанно… Мне нужна лишь мелодия, если мы говорим об этнике. Марина Юрасова - это певица, которая знает толк в выборе мелодий народных украинских песен. Важным является также и текст песен, глубина, которая берёт за душу, - для меня это главное в музыке. Но что касается процесса создания композиций, я отношусь к этому легко. Что я под этим подразумеваю? Я просто жду… жду, когда придёт идея. А для того, чтобы она пришла, надо быть лёгким, непринужденным, а также способным понимать - какова эта идея, что она несёт, чему она, если хотите, учит, как влияет на людей. Искусство - это не просто самовыражение, это, прежде всего влияние и воспитание. Искусство должно вести людей к высшим ценностям души. Когда есть идея, вы просто экспериментируете и наблюдаете, - что появляется в результате. Если моя душа и душа Марины довольны, то всё в порядке)). Иногда приходят мелодии и ритмы не связанные с этникой, это могут быть песни в различных стилях, текст - тоже приходит как-то без особого упорства. В общем, получаются и авторские песни для Марины, которые она всегда одобряет. В чём вы видите свою жизненную миссию? Хотелось, чтобы все люди возрастали в своём сознании, это главное, на мой взгляд. Если посмотреть на свои прошлые годы, понимаешь, как много было потеряно времени на не очень важные вещи и дела. Чем выше сознание человека, тем более продуктивно он использует время, отведённое ему на Земле. Есть важные вопросы, на которые человек должен ответить в своей жизни. Например, зачем?! С какой целью дана жизнь на Земле человеку? Например, что стоит за процессом ухода жизни из тела, что далее? Что было до рождения? И кто тот, кто существовал до рождения и, возможно, будет существовать после смерти? Есть люди, которые узнали всё, что можно было узнать. Они помнят свои предыдущие рождения и говорят, что мы уже тысячи раз рождались здесь. Но именно потому, что мы не возрастали в своём сознании, мы продолжаем рождаться снова и снова для того, чтобы выучить все уроки жизни. Уроки жизни - самые интересные. Главный из них - КТО есть Я? По сравнению с этим вопросом то, чему нас учат в университетах, просто детская забава. Мне интересно познать своё сознание и напомнить людям, чтобы и они не тратили своё время зря на всякие безделушки. Этим и занимаемся, играючи, а между этим, играем и поём с Мариной Юрасовой))… Из досье редакции Сергей Табунщик - известный украинский музыкант и композитор. С детства интересовался музыкой и играл на разных музыкальных инструментах. Сначала учился в музыкальной школе по классу баяна, также был солистом школьного хора. Затем окончил Московское военно-музыкальное училище по классу трубы. Через некоторое время окончил Киевский Государственный Институт Культуры по классу ударных инструментов. Лауреат Республиканского конкурса среди исполнителей на ударных инструментах. Участвовал во многих украинских джазовых проектах, таких как: Danin Alexandrov (США), Cynthia Scott (США), “Квинтет Юрия Шепеты”, "Трио Сергея Овсяникова", "Трио Алексея Боголюбова". Теперь является композитором и продюсером украинской певицы Марины Юрасовой "Млады". Дискография: 1. Оливейра (Группа Сергея Овсяникова ) 1995 2. Ветер Нагуаля (Группа Сергея Овсяникова) 1997 3. В кругу друзей (Fest Group) 1999 4. Мы встретимся снова - Посвящение Биллу Эвансу (Квинтет Юрия Шепеты) 2000 5. Посвящения (Игорь Закус) 2003 6. Невеста (Трио Сергея Овсяникова) 2005 7. Ой весна, весна (Марина Юрасова "Млада") 2005 8. Закус был здесь (Игорь Закус) 2006 Костылева Наталия | |
|
Всего комментариев: 0 | |