Головна » 2014 » Грудень » 26 » Журнал «Стена: прогулка по Киеву с литературным удовольствием
09:58
Журнал «Стена: прогулка по Киеву с литературным удовольствием

Киев уже много столетий славится на славянских землях своими зелёными холмами, сюда на богомолье со всего православного мира шли пешком паломники и идут до сих пор; сюда любили приезжать поэты и писатели, художники и музыканты, а потом воспевали зелёные холмы, Подол и воды Борисфена в своих произведениях, не забывая при этом упомянуть и о чубатых казаках, энергично поедающих галушки. Журнал "Стена" в преддверии Нового года совершил настоящий культурный променад по древнему городу и освежил в памяти прекрасные моменты нашей истории...
Помните известный романс «Очи черные, очи страстные, вы могучие и прекрасные. Как люблю я вас…»? Его написал  молодой поэт Евгений Гребинка, вдохновлённый Киевом, Днепром и Марией, девушкой из Лубенского уезда с чёрными глазами. Она была внучкой отставного штабс-капитана, разорившегося помещика из села Рудка. Ей он и посвятил пламенные строки романса, покорившего впоследствии весь мир. Знаменательно, что накануне своей свадьбы (в июне 1844 года) поэт приезжал в Киев и останавливался в «Зелёной гостинице», на улице Московской. И оттуда, в письме к брату Аполлону Гребинка писал: «Правду сказал Пушкин: «То ль дело Киев, что за край!». Неизвестно, какую строку из стихотворения «Гусар» имел в виду Евгений Павлович, первую или вторую? Ведь Александр Сергеевич Пушкин стал одним из первых классиков, кто так ярко и убедительно прорекламировал на всю матушку-Русь популярнейшее блюдо нашей кухни: «То ль дело Киев! Что за край! Валятся сами в рот галушки...»))).
Особое место среди творческих людей занимала роскошная природа и заведения Труханова острова, который славился ресторанами «Аквариум», «Эрмитаж», «Босфор». К этим излюбленным местам отдыха киевляне добирались на прогулочных лодках и старых пароходах. В рассказе «Днепровский мореход» Куприн вывел образ капитана одного из таких судов: «Он всё лето совершает один и тот же очень короткий рейс — от Киева до... Трухашки и обратно...». Куприн вообще любил описывать в своих произведениях быт и особенно он славился бытописанием киевских ресторанов. Со страниц его произведений мы узнаём о ресторанах «Зеленый кабинет» и «Свидание друзей» ("Босяк"), о студенческом кабачке «Воробей» ("Яма"), о трактире «Злая яма» ("Фердинанд"). Причём о последнем автор сообщает, сохраняя чёткую документальность и хронологию: «То, о чём я говорю, действительно произошло под новый 1898 год в городе Киеве... Вечером я пообедал в «Злой яме». Так назывался подземный трактирчик на углу Крещатика и Фундуклеевской улицы». А ещё существует версия, что в рассказе «Марабу» воспроизведена комната, «подсмотренная» автором в «Варшавской кофейне» на улице Лютеранской. Это заведение было известно тем, что кроме изысканных блюд здесь подавали шахматы. Одно из помещений было специально оборудовано под шахматный зал. Там стояли игровые столики, а на них лежали свежие газеты. Завсегдатаем этого «интеллектуального» кафе был украинский драматург Михайло Старицкий, известный нам прежде всего по произведению «За двумя зайцами».
Вот такие писатели))). Кстати, сегодня уже мало кто знает то, что на Трухановом острове до войны размещалось 23 улицы! И в середине девятнадцатого века самым знаменитым на острове был трактир Рязанова, туда ездили многие и возили своих гостей. Например писатель Лесков в своих произведениях не раз упоминает о «грандиозных кутежах в этом трактире Рязанова на Трухановом острове». А Тарас Шевченко, рисуя весенними красками фантастическую панораму Заднепровья, не забывает положить туда же и «рязановский мазок»: «Ручьи весело зашевелились в горах и побежали к своему пращуру Днепру-Белогруду... Старый Белогруд распахнул свою синеполую ризу чуть-чуть не по самые Бровары. Рязанова трактир, как голова утопленника, показывается из воды. А гигант-мост, как морское чудовище, растянулся поперек Днепра...» ("Прогулка с удовольствием и не без морали"). Сегодня на этом месте тентовая палатка с прохладительными напитками, в тёплое время угощающая гостей острова бутербродами и орешками. 
А какие раньше были половодья))). Так называемыми «утопленниками» становились и Подол, и Никольская, Предмостная, Кухмистерская слободки, и практически всё Левобережье. Это была поистине красочная Венеция! 

Продолжение следует))...

 

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos | Теги: романс, Гребинка, Журнал Стена, пушкин, Труханов остров, киев, Подол, куприн, шевченко, прогулка
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]