06:51 Философская антропология. Круглый стол от теории к практике | |
Заинтересованность команды журнала «Стена» в вопросах философии продолжается уже не только 10 лет существования самого журнала, но и годы жизни некоторых отдельных членов команды))). Для чего же нужна философия, любовь к мудрости? Дело в том, что когда трудишься, творишь и описываешь процесс выражения человека в любой сфере деятельности, очень важно, чтобы была некая сверхобщая платформа, которая бы позволила взглянуть со стороны на основания нашей деятельности. Мы должны всё время сомневаться в догматике собственных представлений, дабы не превратить их в стереотипы, не закостенеть в них… Изнутри такой дисциплины, как журналистика, это сделать практически невозможно. Точно так же для того, чтобы понять основания математики, мы должны «выйти из математики», потому что математика оперирует определенными аксиомами и не в состоянии подвергнуть их рефлексии (обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление). Как показали наши исследования и опрос студентов, а также молодых специалистов – в нашем образовании стоит острая нехватка глубины взгляда на самого себя, как говорил Сократ: «Познай самого себя» и ты познаешь мир. Украинских студентов в большинстве своём к рефлексии, как обращению внимания на себя и свои проявления не готовят. Им читают курсы:«XVIII век», «XIX век» или «Введение в психологию». Мы хорошо знаем систему вузовских дисциплин, не подразумевающих необходимости в проблематизации. Речь почти исключительно идёт о передаче информации, интерпетированной тем или иным преподавателем на свой лад, как если бы эта информация обладала абсолютной ценностью. У нас и философия преподаётся как догматика, как набор догматических представлений, по существу антифилософский. Важно не кто и что говорил, а важна сама стратегия проблематизации и развития мышления, обучение мыслить, анализировать, развивать творческую мысль, свободную от догм и стандартов... Этого страшно не хватает гуманитарному знанию. Но, как говорят в народе, есть «луч в тёмном царстве»))). Например, украинский философ, писатель, психоаналитик Назип Хамитов и его прекрасная спутница, писатель, доктор философских наук Светлана Крылова, которые вот уже не один год создают и претворяют в жизнь новое практическое применение философии, создав уже целую школу под название философская метаантропология. Из досье редакции Метаантропология (от «мета» – сверх и «антропология» - наука о человеке) – это теория обыденного, предельного и запредельного бытия человека. Имеем словно три «этажа» человеческой жизни. На этих «этажах» у людей совершенно разные стремления и волевые импульсы. В обыденном бытии человек живет волей к самосохранению и продлению рода, в предельном бытии – волей к власти и волей к познанию и творчеству, а в запредельном – волей к любви, свободе, принятию, терпимости. Тема довольно актуальная, особенно если принять во внимание всё более и более уходящий от духовных и культурных ценностей так называемый цивилизованный мир. 31 марта 2015 года в Национальном педагогическом университете имени М. Драгоманова состоялся круглый стол на тему «Философская антропология в теоретических и практических измерениях: образование, наука, искусство и медиа-пространство». Возглавляли круглый стол светила отечественной науки Светлана Крылова - доктор философских наук, профессор; Назип Хамитов - доктор философских наук, профессор и Степаненко Ирина - доктор философских наук, профессор. Событие было приурочено 10-й годовщине кафедры философской антропологии, которую возглавляет доктор философских наук, профессор Светлана Крылова. В рамках круглого стола журнал «Стена» стал свидетелем не только практического применения любви к мудрости, но и оживлённой дискуссии на тему познания, мышления и даже влияния быта на развития человека. Интересно по этому поводу высказался Назип Хамитов, открывая заседание: «Если человек замыкается в быту, на своих домашних проблемах и потребностях, в тесном кругу потребления, для него перестаёт существовать осознанный окружающий мир, он не замечает красоту цветка и не восхищается жизнью, как удивительным даром – это обыденное бытиё, из которого нужно выходить, дабы наконец получить возможность не только смотреть, но и видеть…». Философия сегодня, в век клише и стереотипов стала превратно пониматься обывателями, даже появилось некое скептическое название философа, как болтуна. А всё из-за того, что любовь к мудрости. коей и является философия, стала дисциплиной биографий знаменитых философов и их цитат, студентов перестали учить мыслить независимо, читать, дабы иметь фундамент, а не для того, чтоб щеголять чужими мыслями… Хорошо по этому поводу выразился Михаил Ямпольский: «Если человек критичен, если он не поддаётся гипнозу авторитетов и систем, будь то Кант или Хайдеггер, он способен использовать философию очень продуктивно». Такого же мнения придерживаемся и мы))). Ведь Ницше, например, не учился философии. Говорят, что он даже не прочел толком Канта, и тем не менее, мы все его считаем философом, так как в любви к знанию, к мысли ему не откажешь. О философии можно говорить много, но, как гласит мудрость: лучше одни раз увидеть и услышать, чем… Вот и приглашаем мы, вас. наши уважаемые читатели, в «гости» к Назипу Хамитову и Светлане Крыловой, с которыми можно встретиться в рамках традиционных семинаров в Институте философии НАН Украины (анонс можно узнать на сайте Ассоциации философского искусства http://aphy.net/ ), а также в авторских программах на телеканале ЦК (КГР ТРК). Продолжение следует Автор Костылева Наталья
| |
|
Всего комментариев: 0 | |