06:00 День баклушников. Знания предков | |
В повседневной жизни мы часто используем устоявшиеся выражения и фразеологизмы, совершенно не задумываясь об их происхождении. Например, изречение "бить баклуши". Баклуша – это деревянная чурка, болван, приготовленный для токарной выделки деревянной посуды. А бить баклуши означало готовить эти болванки, колоть плахи из дерева топором. «Этим занимаются лесники, а выделкой посуды – токари и ложкари, - писал Владимир Даль. Будто бы делать такие чурки было настолько просто, что это занятие стало уподобляться отдыху, отсутствию работы. Почти сотню лет эта гипотеза была единственной, но в конце концов ее все же стали пересматривать. Не вызывает сомнения, что одно из значений слова баклуши — ‘деревянные заготовки для посуды’. Но сомнительно, что именно оно лежит в основе фразеологизма, обозначающего безделье. Во-первых, изготовление заготовок для ложек нельзя назвать пустяковым и легким: оно требует определенных навыков и усилий. Во-вторых, даже если опытный мастер и легко справляется с «битьем баклуш», может ли его работа рассматриваться как равнозначная безделью? Ведь этот труд И все же наиболее убедительная гипотеза принадлежит В. М. Мокиенко. Среди значений слова баклуша в говорах есть такое: ‘чурка для игры в городки’. Народная игра в городки была широко известна и любима. Заключалась она в следующем: некоторое количество деревянных чурок укладывались на земле определенным образом. Игроки пытались разбить получившуюся конструкцию или фигуру с помощью длинной палки — биты. Чурки для игры в некоторых говорах назывались также баклушками, баклашками, бакуланками. В народных сказках зафиксировано выражение играть в баклуши. Народная речь изобилует и другими вариантами глагола: обивать, околачивать, сбивать, пробить… Скорее всего, бить баклуши первоначально значило ‘играть в городки’. И тогда нынешнее значение этого оборота закономерно развилось по модели ‘заниматься бесполезной деятельностью; играть во что-либо’ ...
Раньше же к битью баклуш (заготовок для деревянных ложек) относились очень серьезно. Умельцы на Пелагию подбирали дерево нужной породы. Брали его с определенной части ствола, на нужной высоте, с определенной стороны вырезали чурбан. Из чурбаков набивали баклуши и изготавливали ложки. Вырезать ложку было проще, чем подобрать хороший чурбан. Ещё в этот день проводили обряд ограждения огорода от «завидущих сил». Прежде чем на грядки высаживать рассаду огурцов и капусты, предпринимали меры по обеспечению магической защиты растений от дурного, завистливого глаза. Для этого использовали старую изношенную обувь. По поверью, она является самым надежным оберегом для растений и живых существ. Такое предание, а также связанные с ним обычаи и обряды были популярны не только на Руси, но и во многих странах Европы, а ещё в Индии. Объясняют это сближением старой обуви с миром умерших предков – покровителей домашнего очага, семьи, рода.
А у вас есть деревянная ложка? Муза Л. | |
|
Всего комментариев: 0 | |