06:00 День баклушников. Знания предков | |
17 мая по народному календарю отмечается День баклушников или Пелагея Заступница по церковному календарю. Издавна на Руси деревянную посуду почитали и уважали, теперь, когда интерес к родовым традициям возрождается, посуда из дерева становится востребованной на любой кухне. Однако для изготовления кухонной утвари не каждое дерево годится. У древесины свои особенные целебные свойства, что учитывают при резке посуды для пищи. Пища, подаваемая в посуде из липы, обладает противовоспалительными свойствами, а от авитаминоза можно избавиться, если кушать из тарелки, изготовленной из древесины рябины4 сосна обеззараживает... Все эти премудрости знали наши пращуры и ещё хранят народные умельцы, вот и праздник свой получили. В повседневной жизни мы часто используем устоявшиеся выражения и фразеологизмы, совершенно не задумываясь об их происхождении. Например, изречение "бить баклуши". Баклуша – это деревянная чурка, болван, приготовленный для токарной выделки деревянной посуды. А бить баклуши означало готовить эти болванки, колоть плахи из дерева топором. «Этим занимаются лесники, а выделкой посуды – токари и ложкари, - писал Владимир Даль. Будто бы делать такие чурки было настолько просто, что это занятие стало уподобляться отдыху, отсутствию работы. Почти сотню лет эта гипотеза была единственной, но в конце концов ее все же стали пересматривать. Не вызывает сомнения, что одно из значений слова баклуши — ‘деревянные заготовки для посуды’. Но сомнительно, что именно оно лежит в основе фразеологизма, обозначающего безделье. Во-первых, изготовление заготовок для ложек нельзя назвать пустяковым и легким: оно требует определенных навыков и усилий. Во-вторых, даже если опытный мастер и легко справляется с «битьем баклуш», может ли его работа рассматриваться как равнозначная безделью? Ведь этот труд необходим: не будет заготовок — не будет и ложек с чашками. Если работа, пусть и простая, является нужной и важной, ничегонеделанию она не уподобляется. Для народной культуры вообще не характерно отрицательное отношение к полезному труду (а уравнивание с бездельем — это и есть отрицательное отношение). Данное обстоятельство побуждает усомниться в том, что в основе фразеологизма бить баклуши ‘бездельничать’ лежит образ человека, раскалывающего древесину на заготовки для ложек. И все же наиболее убедительная гипотеза принадлежит В. М. Мокиенко. Среди значений слова баклуша в говорах есть такое: ‘чурка для игры в городки’. Народная игра в городки была широко известна и любима. Заключалась она в следующем: некоторое количество деревянных чурок укладывались на земле определенным образом. Игроки пытались разбить получившуюся конструкцию или фигуру с помощью длинной палки — биты. Чурки для игры в некоторых говорах назывались также баклушками, баклашками, бакуланками. В народных сказках зафиксировано выражение играть в баклуши. Народная речь изобилует и другими вариантами глагола: обивать, околачивать, сбивать, пробить… Скорее всего, бить баклуши первоначально значило ‘играть в городки’. И тогда нынешнее значение этого оборота закономерно развилось по модели ‘заниматься бесполезной деятельностью; играть во что-либо’ ... У настоящих профессиональных баклушников 17 мая праздник, ведь без них и борща скушать трудно))) День баклушников, произошло потому, что в эту пору из деревьев делали баклушки – заготовки для резьбы ложек. А делали их из берёзы, клёна или липы. Они являлись символом зажиточности и сытости. Ложки украшали росписью и резьбой. Зачастую носили их с собой. В специальных красивых футлярах, в сапоге или за поясом. Раньше же к битью баклуш (заготовок для деревянных ложек) относились очень серьезно. Умельцы на Пелагию подбирали дерево нужной породы. Брали его с определенной части ствола, на нужной высоте, с определенной стороны вырезали чурбан. Из чурбаков набивали баклуши и изготавливали ложки. Вырезать ложку было проще, чем подобрать хороший чурбан. Ещё в этот день проводили обряд ограждения огорода от «завидущих сил». Прежде чем на грядки высаживать рассаду огурцов и капусты, предпринимали меры по обеспечению магической защиты растений от дурного, завистливого глаза. Для этого использовали старую изношенную обувь. По поверью, она является самым надежным оберегом для растений и живых существ. Такое предание, а также связанные с ним обычаи и обряды были популярны не только на Руси, но и во многих странах Европы, а ещё в Индии. Объясняют это сближением старой обуви с миром умерших предков – покровителей домашнего очага, семьи, рода. Двух одинаковых деревянных ложек быть не может: у одной заготовки волокна идут прямо, у другой – волнами. Одна светлее, другая – темнее. «Чем она лучше? Если рассматривать с практической точки зрения, то деревянная ложка не нагревается. По опыту могу сказать, что горячее в ней быстрее остывает. Когда ты берёшь вещь ручной работы, в ней не только полезные свойства дерева, уникальный дизайн, но и частица души мастера, который её делал. Дерево – это мягкий натуральный материал, который удобно держать в руке. Особенно это важно при приготовлении блюд, которые нужно часто помешивать. При перемешивании кислых ингредиентов, к примеру, таких, что содержат лимон или томатную пасту, некоторые металлические ложки могут вступать в реакцию с кислотами в пищевых продуктах и оставить металлический привкус во рту или даже изменить цвет пищи, которую Вы готовите. Дерево же никогда не дает подобной реакции. И ещё! Все профессиональные шеф-повары имеют в своем арсенале по несколько этих изделий. При приготовлении разнообразных соусов они используют только ложки из дерева и говорят, что они могут стать частью блюда, добавив некоторый утонченный привкус в еду, чего не сможет сделать никакая приправа. А у вас есть деревянная ложка? Муза Л. | |
|
Всего комментариев: 0 | |