07:01 Как на Руси домового будили. Славянские мифы и сказки | |
В современном мире, когда многие народы забыли свою быль-прошлое, к сожалению, поэтому не все знают о таком празднике, как День пробуждения Домового. Этот праздник ежегодно отмечают 1 апреля на Руси. Издавна люди верили, что в день, когда весна окончательно отгоняют зиму и холода, просыпается хранитель каждого дома – добрый дух Домовой. После Весеннего Равноденствия дни становились всё светлее и теплее и к 1 апреля можно было уж будить помощника))). Как известно, когда мы долго спим, а потом просыпаемся по зову нашего будильника, супруга или мамы, то часто бываем недовольны этим. Мы зеваем и ворчим, почему нас разбудили так рано. Малые дети вообще начинают капризничать. А домовой имеет иногда повадки ребенка, и после долгой спячки он просыпается тоже не очень радостный. Поэтому тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает...Вот люди и пытались умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, гости, шутки, смех людей в доме, угощения, наряжались забавно, ярко. Если знать легенду о том, что славянские народы издавна старались улучшить настроение доброго домашнего духа, можно сразу понять, откуда на самом деле берется праздник День смеха. Сейчас легенду о пробуждении Домового часто забывают, однако праздник, в который стараются у всех вызвать улыбку, все равно продолжает существовать. В современном мире этот праздник называют также Днем дурака, однако, хоть розыгрыши и существуют, поднимать настроение Домовому уже мало кто пытается, быль забыта, а мы её напомнили))). Домовой - это интересный персонаж любого жилища, кто-то называет его хозяином, кто-то Духом Пространства, кто-то по древнеславянской традиции Домовым. В отличие от многих других завсегдатаев славянско-мифологического пантеона, о нём мы все наслышаны с детства, и в целом вопрос «кто такой домовой?» не поставит в тупик даже дошколёнка. Но вот что конкретно мы знаем о домовых? Домовые духи известны очень многим мифологиям. Например, гении у древних греков, лары и пенаты у римлян (помните – «родные пенаты»? как раз оттуда!). У нас в народе частенько ещё можно встретить присказку «домовой-домовой, пошутил – и верни!», которую произносят, если потеряли дома какую-то вещь. Или обычай переманивать домового при переезде, выставлять ему блюдце с корочкой хлеба где-нибудь на шкафу и т.д. Ах да! И конечно же, незабвенные домовёнок Кузя и Нафааняаааааа из нашего старого красивого мультфильма, основанный на доброй серии книг Татьяны Александровой – кто не читал своим малышам, очень рекомендуем. Дореволюционный исследователь Н.М. Гальковский в своей книге, изданной в 1913 году пишет: «Говоря о культе мертвых среди русского народа, необходимо упомянуть о домовом, который обыкновенно называется дедушкой. Поверья о домовом чрезвычайно живы среди нашего простонародья: и теперь показывают немало людей, которые будто бы сами видели домовых. Наш домовой соответствует ларам и пенатам римлян. Лары – духи усопших людей, незримо присутствующие среди оставшихся в живых. Покидая отчий дом, римлянин молился о нём: «Вы пенаты отца моего, и ты лар, отец семьи родной, бодрствуйте над благополучием родного моего дома. Чур щур (чур меня), тот же домовой, предок – пра-щур. Чурка означает средних размеров полено. Может быть, такие чурки ставились на могилах покойников, чтобы отметить могилу. Такого рода памятники можно видеть на кладбищах в г. Сумы Харьковской губ. Бедняки на могилах своих родных вкапывают просто чурбан, без креста и всякой надписи, только верхушке обыкновенно придаётся коническая форма». Духи предков у славян назывались по-разному – Деды (или диды), чуры, щуры. Отсюда, кстати, и древнее-предревнее обережное заклинание «чур меня!». Как нетрудно догадаться, это ни что иное, как воззвание к предкам с просьбой о защите – вот только сегодня мы нередко повторяем его, совершенно не вдумываясь в смысл. Несложно провести логическую цепочку и предположить, что отсюда и взялись такие слова, как чурка, чурбан и чурбак – образ чура (предка), выпиленный из дерева (помните ещё такие фразы – «чурка с глазами»? «чурбан бесчувственный»? обретает новый смысл, не правда ли? Остатки культа предков в почитании домового отражались и в обычаях делать ему подношения пищей. Например, на так называемые «заговины» ставили домовому накрытый стол, а часть кушаний относили на скотный двор. Там ставили их на врубленный в левую верею ворот плашмя топор, приговаривая «Хозяюшко-батюшко, хлеб-соль прими, скотинку води». Дореволюционные исследователи фиксировали, что существует поверье, будто домовой празднует свои именины 28 января (понятное дело, это по старому стилю). Тот же Гальковский пишет: «До сих пор сохранился обычай чествовать домового. В великорусских областях кладут за печку или под печку, где живет домовой, маленький хлебец. У некоторых хозяев ставят прибор за ужином домовому и откладывают для него небольшую долю всякого кушанья: когда все уснут, домовой приходит и ужинает». Домовой, как хозяин, ведает порядком в доме и заботится о скотине. Например, при покупке коровы или лошади обязательно обращались к домовому: «Хозяин-батюшка, побереги скотинку» или «Хозяин, царь дворовой, прими моего живота в свои простые ворота». Считалось, что животные, которых домовой любит, чувствуют себя прекрасно и спокойны – домовой их холит и лелеет. Особенно покровительствовал домовой курам. Поэтому 1 ноября на Руси праздновали так называемые «куриные именины» в честь домового. Былички о том, как приманивали домовых Домовой - хозяин в доме. Когда переезжали люди, говорили: «Хозяин, пошли с нами». И он с ними уходить. Записано в с. Солдатское Острогожского р-на Воронежской обл. от Чуриковой Екатерины Романовны, 1927 г.р. АКТЛФ *Прошли те времена, когда хозяина в новую избу кликали. Сейчас кирпишные дома, в них домовых нет, наверно. В моё время хозяина потчевали да какие слова говорили. Послушай и записывай в свои какие там былички. Батюшко домовой, Хозяюшко заревой. Сядь рядком, Поговорим ладком. Записано в с.Гремяченское Рамонского р-на Воронежской обл. от Баринкова В.С. Запись Сотниковой Н.И., 1994 г. АКТЛФ * В то время я жила с мамой и папой на хуторе Кринички. Отец построил новую хату в соседнем хуторе, где жили люди побогаче. Мы перевезли туда свое добро, а хозяина взять забыли. И завелась у нас в доме нечистая сила. Каждую ночь в доме раздавались стоны и крики. Мы уже хотели дом продавать. Но наша соседка научила нас. Она сказала, что надо вернуться в старую хату и взять с собой в новый дом сумку, которая должна быть чистой. Ее надо оставить в горнице, выйти за дверь и сказать: «Хозяин мой, вот твоя хата!». Моя мать так сделала, и нечисть ушла. Записано в с.Рыкань Понятно, что раз домовой – персонаж насквозь славянский, древний, языческий, то после крещения Руси официальное отношение к нему изменилось, как и 1 апреля потихоньку смазалось. И всё же Домовой - один из самых стойких героев полузабытой славянской мифологии и прошлого, доставшегося нам от Родов наших, от предков-пращуров. Благоприятствуют этому и художники, возвращающиеся к народной жизни в своём творчестве. Например, Aлександр Васильевич Маскаев, он разработал авторское направление — сказки в живописи для детей и взрослых. Подготовила Наталья Костылева, для журнала "Стена" и наших читателей :)
| |
|
Всего комментариев: 0 | |