Головна » 2021 » Травень » 10 » Киевскому фуникулёру 116 лет. Праздничный капустник. Экскурсия Владимира Винника
11:06
Киевскому фуникулёру 116 лет. Праздничный капустник. Экскурсия Владимира Винника

О сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель... - писал Александр Сергеевич Пушкин не догадываясь о том, что пройдёт время и эти слова станут эпиграфом не к одному изобретению сердца и рук человеческих, а также станут историей. Открытия чудные сегодня для многих стали обыденностью и мало заходит мысль в просторы вероятностей с вопросом: "а если бы...". Так вот, а если бы не было в Киеве фуникулёра? Скептик улыбнётся и скажет: "ну и что, есть маршрутки, метро, тролейбусы, наконец"... да, но мало кто знает, что связать верхний и нижний город при помощи этого транспорта удалось не сразу, да и сегодня все эти киевские объезды, пробки-всё это долго, а фуникулёр решает проблему связи за несколько минут. 7 мая мы отпраздновали 2 дня рождения - Киевского фуникулёра и день рождения Наталья Костылевой, нашего координатора культурных проектов и уже по традиции представили на Верхней станции мини-выставку работ художника Виктора Зинченко, а также исторический экскурс во времена былых свершений и строительства...

Проблема связи между Верхним городом и Подолом существовала столько же, сколько стоит Киев. Сначала по крутым киевским склонам можно было подняться только с помощью обычных тропинок, потом добавился Андреевский спуск, а еще позже через Владимирский спуск начал ходить трамвай. Тем не менее, проблема быстрого и удобного подъема на Владимирскую горку продолжала существовать и в конце XIX века неоднократно возникали разные идеи ее решения, в т.ч. и строительство специального подъемника по Андреевскому спуску. Положительный опыт работы запущенного в 1902 г. одесского фуникулера оказал свое влияние и на Киев и, в конце концов, было решено "устроить отдельный механический подъем в месте, не занятом улицей" рядом с Михайловским Златоверхим монастырём.

Идею построить фуникулер подал "инженер в квадрате" (так его называл министр путей сообщения Сергей Витте) Артур Абрагамсон. Проект был разработан инженером Николаем Пятницким и архитектором Александром Барышниковым. Создание фуникулёра продолжалось с 1902 по 1905 годы, официальное открытие и День Рождения отпраздновали 7 мая 1905 года. Необычная транспортная система получила официальное название "Михайловский электрический канатный подъём". Для нашего журнала это памятная дата, тем более, что 7 мая родилась координатор культурных проектов журнала "Стена", журналист, соучредитель Наталья Костылева, а наш Друг и Художник Виктор Зинченко стал певцом фуникулёра, увековечив его в честь 110-летия на почтовой государственной марке, создав серию открыток, которую мы повторили и к 115-летию фуникулёра. Презентация прошла под стенами нашего любимого транспортного средства Киева, заодно отпраздновали 2 дня рождения. Авторетроэксперт, киевовед Владимир Винник провёл экскурсию для гостей нашего журнала, к ним присоединились и гости столицы.

Виктор Зинченко презентовал открытки, конверты и марки, посвящённые фуникулёру; спели песни и просто порадовались друг другу, вдохнув животворящей энергии и в наше культурно-техническое наследие. 

Внедрённые на Михайловском подъёме инженерные решения по тем временам считались самыми современными и прогрессивными. Оборудование фуникулера и тележки вагонов были изготовлены в Швейцарии, имевшей большой опыт в создании канатных дорог. Вагоны имели по два открытых отсека и по три закрытых купе с сиденьями. Концевые площадки предназначались для кондукторов. Вагоны могли вместить 70 пассажиров и, как и сейчас, двигались со скоростью 2 м/с. Уже тогда вагоны были оборудованы аварийным тормозом на случай обрыва каната. К Верхней и нижней станции фуникулёра ходили трамваи. В 1956 г. специалистами нынешнего КЗЭТ под руководством В.С. Серегина были сконструированы цельнометаллические вагоны К-56 с каскадным кузовом полуобтекаемой формы, автоматическими дверями и мягкими диванами в салоне. Эскизный проект вагона К-56 (автор В.С. Серегин). Кстати, этот эскиз утверждался главным архитектором Киева, что дополнительно подчеркивает особый статус фуникулёра. Летом 1976 г. в рамках генплана развития города "Киевпроектом" были разработаны варианты замены фуникулера более современными типами подъемников. Предлагалось сооружение эскалаторов (несколькими годами ранее ими заменили одесский фуникулер) или скоростных вертикальных лифтов с траволаторами. Ликвидацию киевского фуникулера наметили на 1980 г. Однако вскоре по настоянию главного архитектора города И.Н. Иванова градсовет постановил сохранить подъемник как уникальное историческое сооружение. Тому же "Киевпроекту" теперь было поручено разработать эскизы новых павильонов станций. Предусматривалась установка тягового оборудования с тиристорным управлением, а новые более комфортабельные вагоны с улучшенной тормозной системой в который раз спроектировал и построил КЗЭТ. Реконструкция началась в 1983 году, через год фуникулёр снова открыли. Из всех реконструкций эта была, пожалуй, наиболее полной: были не только заменены оборудование и вагоны, а и также комплексно решен вопрос устройства и архитектуры станций. Вот, что рассказывал главный архитектор проекта Янош Виг: "...Нижнюю станцию мы стремились гармонично вписать в ансамбль Почтовой площади. Она должна была стать частью символа "речных ворот" столицы. В качестве перекрытия были использованы сложные тонкостенные железобетонные конструкции. Ступенчатые своды, повторяя рельеф Владимирской горки, расширяются подобно подзорной трубе. В зазорах между ними устроены витражи...".

Как видите, нам есть что сохранять и приумножать, особенно в наши дни! Киевский фуникулёр трудится для киевлян и гостей столицы вот уже 116 лет, да и вагончики с тридцатилетним стажем прекрасны!

С Днём Рождения, милый Друг наш!

Из досье редакции

Фуникулёр. (от лат. funiculus - канат), рельсовая дорога с канатной тягой для перемещения пассажиров и грузов в вагонах по крутому подъему на короткое расстояние. Первые пассажирские фуникулеры появились в Италии (Генуя) и Австрии (Зоммеринг) в 1854.

Фуникулёры довольно распространены в Европе, например, в Париже, Будапеште, Барселоне, Бергене, Праге, Сочи, Неаполе, Генуе, Комо, Бергамо, Киеве и других городах. Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.

Команда журнала "Стена"

 

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos | Теги: 7 мая, день рождения фуникулёра, иванна братусь, киев история, почтовые марки Украины, Владимир Винник, авторетроэксперт, Виктор Зинченко, наталья костылева. киевский фуникул
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]