11:18 Праздник огня у славян. Семаргл топит последние снега | |
Славянский владыка первородного огня и плодородия, вестник, способный объединять и умножать силы всех Сварожичей. В народном календаре - 14 апреля особый день весны - Семаргл топит последние снега. Первое летописное упоминание о Семаргле дошедшее до нас хранится на страницах «Повести временных лет»: «И нача княжити Володимер въ Киеве един, и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Дажьбога, и Стрибога и Симаргла, и Мокошь». В славянских ведах Семаргл – Огнебог является в огненном вихре, очищающем от всякой скверны. Считается, что огненный бог живёт среди людей, и способен превращаться в крылатого пса –волка, для того, чтобы охранять мир от зла. Каждую ночь он охраняет покой на земле и сходит со своего поста лишь раз в год, в день осеннего равноденствия, привлекаемый зовом Купальницы. Через 9 месяцев, в день летнего солнцестояния, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Купало и Кострома. В Древней Руси Семаргла призывали при лечении заболевших животных и людей. Когда у человека поднималась температура, говорили: «Семаргл поселился в Душе заболевшего. Огненный Пес, яростно сражается с хворями и болезнями». Поэтому считается недопустимым сбивать у больного поднявшуюся температуру. Самым лучшим местом для очищения от хвори считается баня. В настоящее время имя Семаргла упоминается в узких кругах. Образ огненного пса растворился в сказках, фильмах и мифологии: финист, жар – птица, конь – огонь, говорящий серый волк. Хранители первозданного огня, питающие жизнью весь мир. Не зря на Руси говорили: «Где ступает конь Семаргла – снега отступают. Его огонь землю очищает». Его считают посредником между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня – Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике святого Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 года Огнебог – Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков: Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября – Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла-Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила с огненным мечом.
Славянские мифы рассказывают, что Семаргл сражался на первой битве Богов Прави с черным воинством мира Нави. Тогда огненный меч Бога Огня разрезал тьму, а вместе с ней гибло и войско Чернобога. Семаргл оберегал пещеры, где спряталась Майя-Златогорка, чтобы родить Коляду и Авсеня. Когда дети родились, Семаргл ударил огненным мечом по стене пещеры и открыл источник живой воды, чтобы напоить Златогорку. Из брызг этого источника родились Боги Китоврас и Квасура.
Семаргла вспоминают в Купальскую ночь, когда огонь становится одной из значимых очищающих сил. Вспоминают его и во время Весеннего Равноденствия, сжигая чучело Морены Зимы. Но есть особый день, посвященный именно Богу Огня. 14 апреля – день Семаргла. Команда журнала "Стена" | |
|
Всего комментариев: 0 | |