08:49 Ритуал разламывания хлеба. Преломить хлеб с другом | |
Радо солнцу небушко, полюшко подсолнушку. Из книг и сказок мы знаем выражение "Преломить хлеб", кое выражает тот факт, что если с кем то делишься куском хлеба, то тот становился Другом, братом...обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны. да-да-да, наши пращуры хлеб не резали, а именно ломили – переламывали, считая деление хлеба ножом, актом не совсем хорошим. Позднее конечно можно прочитать, что хлеб резали, но держа его у груди, не ложа его на стол, но это уже в наши дни, а вот предки что-то знали...Сейчас хлеб пекут из муки, кою перемалывают. Считается, это слишком рафинированная мука, по сравнению с зерном и полуочищенной мукой 2-го сорта, которой раньше пользовались на Руси во всех домах. Да и сама мука, вернее уже тесто замешивается на дрожжевых грибках, коих не использовали пращуры для хлеба, а использовали другую, бездрожжевую технологию: просто мука, вода и соль, как сегодня на востоке или на закваске молочной. Монахи в теме таких технологий древних по сей день. На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий. Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина и гармоничная, никаких ссор, обид в доме не должно быть. Существовало поверье, что если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть. От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком». В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним, тонким миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром тонких сил, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу. Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались эфирные сущности — угощаться паром, идущим от хлеба. Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы и терема. Муза Л.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |