Головна » 2021 » Квітень » 30 » Возрождение усадьбы Модзелевской-Терещенко. Музею и картинной галерее быть
11:18
Возрождение усадьбы Модзелевской-Терещенко. Музею и картинной галерее быть

Наследие каждого выдающегося творца, наследие в архитектурных формах, наследие фольклора являются энергетическим потенциалом, составляющим основу развития культуры народа и человечества в целом. Но для того чтобы этот потенциал был превращён в действие, необходимы энтузиасты, способные сохранить это наследие и вести работу по его популяризации. Смотрите наш видеорепортаж с плэнера Передвижников 21 века и читайте текст, друзья.

Многострадальную усадьбу Терещенко, бывшую "жемчужину киевскую", расположенную на бульваре Шевченко, 34 (памятник архитектуры местного значения, охранный №110) кроме того, что специально доводят до разрушения, решили ОКОНЧАТЕЛЬНО уничтожить противоправным возведением в ее охранной зоне очередного многоэтажного "монстра" (офисно-гостиничного комплекса с ПОДЗЕМНЫМ паркингом) вплотную к ней, но активисты не дали случиться непоправимому. Территория между усадьбой Терещенко и уродливым зданием отеля Hilton долгое время стояла в запустении, поэтому в алчном стремлении застройщики давно присматривались к этому "свободному" клочку в центре столицы. Вместо того, чтоб разбить вокруг усадьбы сад и поставить фонтан, тем самым сохранить красивое здание, исправить хоть немного уродливое нагромождение от безвкусицы на лице Киева от здания Хилтон (Hilton), место решили застроить ещё одним монстром, да народ не дремлет.

Усадьба построена в 1874-75 годах в стиле венецианской неоготики (это уже национальная классика). Вместо термина «неоготика» англичане использовали определение «готическое возрождение» (англ. Gothic Revival). В русскоязычной литературе для обозначения сдобренной национальными элементами неоготики использовали термин «псевдоготика», так как подлинной готики на территории средневековой Руси не существовало. В наше время большинство исследователей предпочитают определение «романтическая архитектура» и рассматривают ее в контексте «оттеняющего стилевого течения» екатерининского классицизма второй половины XVIII века либо искусства модерна рубежа ХIX — XX столетий. Называется она усадьбой Терещенко потому, что Терещенко её купил, но строили особняк по плану для жены коллежского асессора, помещицы Фелиции Адамовны Модзелевской. В 1879 году усадьба перешла к отставному корнету гвардии Ивану Николаевичу Терещенко, старшему сыну известного мецената Николая Артемиевича Терещенко. Поэтому, корректнее называть усадьбу именем двоих семей Модзелевской-Терещенко. В коллекции Терещенко, размещённой в особняке, хранились рисунки Павла Федотова, работы Василия Верещагина, Михаила Врубеля, живописные работы и офорты Льва Жемчужникова и других художников. После смерти Ивана Николаевича в 1903 году владельцами коллекции стали его вдова и сын Михаил. Усадьба ещё хранит флёр этих коллекций и по своему строению станет жемчужиной среди музеев-галерей искусства. Здание в основном двухэтажное, лишь угловая башня с одной комнатой повышена до трёх этажей. Угол акцентирован прямоугольным в плане эркером на втором этаже. Парадный вход в дом расположен со стороны бульвара Тараса Шевченко, причём один фасад особняка (главный) сориентирован на бульвар, а другой (боковой) — на улицу Михаила Коцюбинского. Украшают фасад пилястры, которые заканчиваются небольшими башенками. Пилястры визуально разделяют фасад дома на равные части по числу оконных проёмов, задавая своеобразный «шаг»: два окна — башенка — два окна. Фасады здания оканчиваются, как и подобает замку, небольшими зубцами (как на крепостной стене). В городском архиве сохранились проект особняка и разрешительные документы на его постройку, на проекте есть подпись автора — Краусс. Известно только, что автор проекта, по-видимому, не имел права осуществлять авторский надзор за процессом строительства, поэтому эту задачу взял на себя архитектор-художник, выпускник Императорской академии художеств В. Якунин. В данной им подписке указывалось: «На основании ст. 337 Устава т. ХІІ свода законов (изд. 1857 г.) даю сию подписку в том, что, имея право производить постройки согласно ст. 195 того же Устава, принял на себя надзор и руководство при постройке каменного дома жены титулярного советника Модзелевской, состоящей в Старокиевской части по Бульварной и Тимофеевской улицам». О творчестве архитектора Якунина мы знаем немного — известны только несколько его построек в стиле неоренессанс. Владелица усадьбы подала прошение в Киевскую городскую управу в мае 1874 года, и уже через две недели проект был утвержден городским архитектором Владимиром Николаевым, а затем — Киевской городской управой.
Проект особняка отличается своей неординарностью и свидетельствует о несомненном таланте проектировщика, справившегося с непростой задачей проектирования на угловом участке (как известно, по существовавшим в то время правилам застройки улиц, угол здания должен был акцентироваться башенкой, эркером или каким-либо другим декоративным элементом, а к угловым зданиям в целом предъявлялись повышенные требования).

В декабре 1917 года бывший особняк Модзелевской-Терещенко и прочие постройки в усадьбе были национализированы для нужд Генерального секретариата путей сообщения УЦР (Украинской Центральной рады) и Министерство путей сообщения Украинской Державы и УНР. И, пожалуй, основное знаковое событие, которое произошло в стенах этого дома - признание власти гетьмана Скоропадского вне закона и решение о начале войны с Россией, которое было принято Директорией в ночь с 13 на 14 ноября 1918 года, а в 1918 году уникальная коллекция картин, которые находились в усадьбе была почти полностью уничтожена, сожжена, украдена, порезана, среди полотен был Врубель, Верещагин.... В 90-е годы в здании усадьбы  размещался ОВИР (отдел виз и регистрации), а в 2008-2010 годах находились редакции изданий, входящих в медиа-холдинг «Главред» - «Известия в Украине», «Телекритика», «Новая газета», журнала «Профиль», а в дворовых постройках — юридическая консультация и районный центр занятости. Данный особняк  является памятником архитектуры местного значения согласно решению № 49 исполкома Киевсовета от 21.01.1986 года “Об утверждении перечня памятников архитектуры местного значения”.  Согласно этому решению, “Городская усадьба” числится под охранным номером 110. Также в состав усадьбы входит флигель 1874 года, который отнесен к только что выявленным объектам культурного наследия, согласно приказу № 15 от 02.04.1998 года Управления охраны памятников истории, культуры и исторической среды. Как выяснилось, указанные исторические здания в 2007 году были переданы под реконструкцию ЧАО “Центрелеватормлинбуд” согласно решению Киевсовета №1111/3944. Напоминаем читателям и народу Украины, и конечно же, чиновникам, что, согласно Закону “Об охране культурного наследия”, любой новый собственник памятника культуры должен заключить с уполномоченным местным органом охраны культурного наследия охранный договор и соблюдать его положения: содержать памятник в достойном состоянии, своевременно проводить ремонты, защищать от повреждений и уничтожения. Но,  в результате осмотра “Городской усадьбы”, проведённого Департаментом культуры КГГА, было “установлено её неудовлетворительное состояние и отсутствие охранного договора”. Предписанием №307/п Департамента культуры КГГА от 22.04.2016 года, “Центрелеватормлинбуд” обязан был заключить охранный договор на памятник, разработать и предоставить на рассмотрение научно-проектную документацию на проведение реставрационных работ и провести их. На дворе 2021 год ничего из предписания не сделано. Пришло время вновь привлечь внимание народа Украины и представляющих наши интересы чиновников к культурному наследию и памятникам архитектуры и закончить халатность в отношении особняка по адресу Киев, бульвар Шевченка, 34, введя в действие Закон. Представители культурной интеллигенции Украины, Передвижники 21 века под эгидой журнала "Стена" вновь поднимают вопрос и публично запрашивают ответ у городских властей: "Был ли в итоге заключен между Департаментом культуры КГГА и ЧАО “Центрелеватормлинбуд” охранный договор, разработала ли на 2021 год эта компания  научно-проектную документацию на реставрацию усадьбы?

Интересно то, что в публичном пространстве и СМИ за 2017 год есть громкие заявления по поводу реконструкции усадьбы. По этой ссылке (скопируйте и вставьте в окно поиска) вы можете ознакомиться с этими заявлениями: https://kievvlast.com.ua/news/kompanija_intergalbud_zajavila_o_gotovnosti_videlit_ot_3_do_5_mln_grn_na_rekonstrukciju_usadbi_tereshhenko_v_kieve52137 

Сегодня усадьба Модзелевской-Терещенко пустует, о её прежней роскоши и красоте напоминают фигурные лестницы, витражи в окнах и высоченные потолки. На втором этаже в углу одной из комнат остались мешки со всевозможным хламом, старые стулья, какое-то рабочая обувь и оранжевые каски строителей – как напоминание того, что этот дом собирались вернуть к жизни.

И вот, пока город спит и обещания не выполняются, мы, Передвижники 21 века, команда культурологического журнала "Стена" созидательно-творческим порывом стараемся вдохнуть новую жизнь в это удивительное здание и привлечь внимание киевлян и гостей города к культурно-историческому наследию, вновь увидеть красоту и образовательную силу архитектуры прошлого, сохранить её и приумножить. Проведя прямо под стенами Усадьбы Модзелевской-Терещенко плэнер, воспев в песнях, увековечив в картинах, мы готовим выставку, посвящённую Возрождению Усадьбы Модзелевской-Терещенко и истинного облика Киева. Род Терещенко собрал для нас коллекцию Передвижников 19 века, полотна которых сегодня можно увидеть в ещё одном особняке этой семьи- Музее русского искусства (Киевская картинная галерея), поэтому кому, как не Передвижникам 21 века вновь поднять вопрос о сохранности Культуры и Красоты, о преемственности и Возрождении! Быть Добру!

Координатор культурныхпроектов журнала "Стена",

Наталья Костылева

Категория: Новости журнала "Стена" | Добавил: golos | Теги: усадьба Модзелевской-Терещенко, новости Украины, охрана памятников архитектуры, усадьба Терещенко на бульваре Шевче, передвижники 21 века, киевовед, Журнал Стена, киевоведение, КГГА, 34, новости Киева, мер Киева, культурное наследие народа, архитектура Киева, История Киева, де, гид по Киеву, кмда
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]