Головна » 2021 » Березень » 25 » По следам Васильковской майолики
08:47
По следам Васильковской майолики

В начале XX века в Украине существовали центры, где работали кустари. В 30-е годы на основе промыслов появились артели. В послевоенные годы на их базах возникали мощные заводы и фабрики, где работали талантливые мастера. В 1990-х эти предприятия исчезают... А история начиналась так

Изделия, выполненные из крупнопористой глины, использовались людьми на протяжении всей нашей цивилизации, археологи находят этому подтверждение во всех уголках планеты. Потом это искусство из бытовой сферы перешло в высокое мастерство и стало достоянием не только кухни или печки, а и красивых залов, коллекций купцов, а сегодня музейных экспозиций. В XI веке флорентиец Лукка делла Робиа начал покрывать глиняные изделия особой молочно-белой глазурью, названной майоликой. Это слово произошло от названия острова Мальорка (Майорка), через который керамика поставлялась из Испании в Италию. Глазурь, изобретенная Робиа, подкрашивалась в синий цвет путем подмешивания в состав окиси олова. Зелёный цвет получался после добавления меди, а фиолетовый – марганца. К середине XVI века в Европе открываются новые мастерские по производству майолики - Губбио, Урбино, Пезаро. К концу XVII - началу XVIII вв. начинают свою работу майоликовые мастерские на юге Италии, в Кастелли. Неплохо развито производство этого вида керамики было и в Голландии, где гончарное ремесло зачастую было потомственным. В XVI веке в городе Делфте приезжими итальянскими мастерами было налажено производство керамической плитки. Приняв голландские имена, они открыли школу по производству майолики. Особенно был знаменит так называемый «синий Делфт» - выпускаемая в этих мастерских плитка, предназначенная для облицовки стен, печей и посуды. В начале XVIII в. князем Меньшиковым в Стрельне по образцу голландских мастерских была построена керамическая фабрика. Как и положено настоящим произведениям искусства, эти изразцы необыкновенно точно выражали философские и эстетические традиции своей эпохи. Выпускаемые в Стрельне изразцы использовались в основном для оформления особняков и храмов. Изображения для керамики в XIX – XX вв. выполняли такие известные художники, как В. М. Васнецов, М. А. Врубель, А. Я. Головин и другие.

Сегодня на рынке существует несколько видов майолики.

• Голландская. Перенятая российскими мастерами технология. Именно такой плиткой отделан дворец первого губернатора Петербурга Меньшикова. Не забыта эта технология и в наши дни.
• Итальянская. Эта разновидность майолики сегодня представлена на мировом рынке в огромном ассортименте и пользуется бешеной популярностью. По сути, именно этот материал считается неким эталоном оригинальных решений и привлекательности.
• Русская (изразец). Технология изготовления такой плитки мало чем отличается от методов производства голландской плитки. Очень часто на таком материале можно видеть орнаменты с фольклорными мотивами и рисунки с таким же сюжетами. Также классическая русская майолика часто украшается цветами или изображениями предметов быта.

И вот здесь начинается интрига)))) К этой классификации прибавляется четвёртый пункт - Васильковская майолика! История предприятия начинается в 1928 году, когда в Василькове была создана гончарная артель из 16 кустарей, изначально производившая посуду и керамические изделия хозяйственно-бытового назначения, но с 1931 года освоившая производство расписной керамики. В 1934 году на базе артели был создан завод, который в 2021 году полностью уничтожен. А ведь продукция Васильковского майоликового завода экспонировалась на выставках республиканского, общесоюзного и международного уровня и предлагалась на экспорт, поэтому, когда приедете в Европу, не удивляйтесь, васильковскую керамику там не только знают, а собирают. 

В мае 1995 года Кабинет министров Украины утвердил решение о приватизации завода в течение 1995 года, после чего государственное предприятие было преобразовано в открытое акционерное общество и впоследствии, вместе с сотнями и тысячи предприятий, успешно работавших в СССР, был уничтожен, мощности разбиты, как и на Обуховском заводе керамики. Официально сей акт уничтожения народного богатства был оформлен следующим образом: 20 октября 1998 года Государственная налоговая служба Украины обратилась в суд с ходатайством о признании Васильковского завода майолики банкротом в связи с наличием непогашенной задолженности перед районной налоговой инспекцией, к 2000 году производственные мощности предприятия были остановлены, 22 августа 2002 года хозяйственный суд Киевской области признал ОАО «Васильковский майоликовый завод» банкротом и вынес решение о его ликвидации. В 2005 году была предпринята попытка восстановить производство и на базе производственных помещений завода было создано частное предприятие «Васильківська Майоліка», в дальнейшем преемником предприятия стало ООО «Васильковский майоликовый завод». В 2006 году завод уже не входил в число действующих предприятий города, но ситуация сложилась так, что якобы из-за отсутствия спроса и потребительского рынка, завод обанкротился и сегодня исчез...

В маленком помещении Васильковского краеведческого музея можно увидеть коллекции майолики, которые музей порой выкупает на базаре или из частных загашников. Через столько лет украинской независимости феномены родной культуры во многом не поняты и забыты, кроме редких островков памяти, как в музее, этому способствуют и карантинные ограничения, которые разрушили выставочный мир страны. Сегодня, объединяясь с мастерами, исследователями народного творчества и ремёсел, художниками, команда журнала "Стена" делает всё возможное, чтобы наши современники и впоследствии потомки поняли, в чём ценность васильковской майолики, народных традиций и творчества, берегли их, а не считали  хламом, доставшимся от предков. Это удастся сделать благодаря тому, что музеи Украины и музей в Василькове, в частности, собрали и сохранили коллекцию изделий Васильковского майоликового завода. Об этом рассказала научный работник музея Ирина БЕКЕТОВА:

 — В советское время Министерство культуры закупало изделия прямо на заводе. Потом создавались художественные фонды, через которые лучшие изделия попадали в музей. Кстати, самая крупная коллекция Васильковской майолики находится в нашем музее — более 1500 предметов». Большинство произведений, которые зрители имеют возможность увидеть в выставочной экспозиции Васильковского музея  — это авторские работы многих художников, которые работали на предприятии Василькова — Прокопия Бидасюка, Михаила Бибика, Григория Денисенко; свой особенный стиль в области майоликовых изделий и целый мир фантастических и причудливых зверей создали супруги Надежда и Валерия Проторьевы.... Кстати, большой друг нашего журнала и известный керамист Украины - Нелли Исупова, тоже имеет Васильковскую закалку)))).

Продолжение следует...

подготовила Наталья Костылева для журнала "Стена"

Категория: Записки путешественника | Добавил: golos | Теги: Журнал Стена, новости Украины, васильковская майолика, сокровища народа, новости культуры украины, народное искусство, город васильков новости, русская майолика, история украины, украинская майолика
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]